Лето в Чите прочно ассоциируется с дорожными проблемами: передвигаться по городу тяжело и водителям, и пешеходам. У горожан в этот период возникает много вопросов к ответственным за коллапс. Редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов задал самые актуальные из них заместителю министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Сергею Кривощекову, который курирует в ведомстве дорожное хозяйство и транспорт.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 22 мая.
Восьмого июня стало известно, что Сергей Кривощеков написал заявление на увольнение, он покидает пост в день выхода этого материала. Кто заменит Кривощекова, пока неизвестно.
- Почему так много дорог ремонтируют в Чите?
- Есть ли местные подрядчики на дорогах
- Почему в Чите бордюры рассыпаются
- Кто контролирует качество ремонта
- Почему на Анохина плохая дорога
- Что с ремонтом на Новобульварной
- Что происходит с ДМРСУ
- Какое будущее у «Автомобильных дорог Забайкалья»
- «Редколлегия» с Кривощековым
Почему так много дорог ремонтируют в Чите?
— Когда мы вошли в нацпроект «Безопасные качественные дороги» в 2019 году, для каждого субъекта были установлены свои показатели, в том числе по городским агломерациям. У нас в Забайкальском крае одна агломерация — читинская городская, потому что она подошла по критерию численности населения — более 300 тысяч человек. Но это не только Чита, это еще и часть Читинского, и даже Карымского района.
Мы еще в 2018 году сформировали перечень дорог, которые могут войти в эту агломерацию: подходят только улицы магистральные, внутриквартальные и те, по которым проходит общественный транспорт. По городу всего образовалось, по-моему, 230 километров дорог, которые попадают под критерии нацпроекта, часть улиц попала по Читинскому району — в Атамановке, Угдане, Засопке и по Карымскому району — в поселке Дарасун. Кроме того, в перечень попали и региональные дороги: объездная дорога, дорога Улан-Удэ — Романовка — Чита частично и три федеральные дороги Чита — Забайкальск, Чита — Иркутск, Чита — Хабаровск.
К 2024 году мы должны привести в нормативное состояние 85% дорог в агломерации. Поэтому у нас начались крупномасштабные работы по городу Чите и частично по Читинскому району.
Есть ли местные подрядчики на дорогах
— В 2019 году, когда в Забайкальском крае начались масштабные работы и по региональным, и по местным дорогам в Чите и городской агломерации, а помимо того пришло хорошее финансирование и по федеральным дорогам, мы чувствовали дефицит подрядчиков. Со временем наши организации, уже выполнявшие работы по региональной сети и по городу, начали приобретать оборудование, покупать себе асфальтобетонные заводы, технику, наращивать мощности.
Часть своих подрядчиков мы вырастили, например, компания «Звезда», которая реконструировала драмтеатр. Это компания, которая строит не только дороги, но и объекты соцназначения.
ООО «Звезда» зарегистрировано в Сочи. Выручка компании за 2022 год выросла на 126 % и составила почти 639 миллионов, чистая прибыль — 89,6 миллиона. Организация регулярно участвует в госзакупках: с 2011 года она заключила 34 контракта. Владельцы предприятия — Вартан и Айказун Дурсуковичи Хачатуряны. Айказун также является директором и владельцем строительного ООО «Читаспецстрой+». У Вартана же есть строительное ИП, кроме того, он владелец ООО «Забтрансстрой», еще ему принадлежит 25% прииска «Ненюгинский», 25% геологоразведочной компании «Удача» и 33% строительного ООО «Звезда+».
Еще есть мелкие компании, которые начинают работать на субподряде, потом закупают себе технику, оборудование и со временем выходят на генподряд.
Конечно, приходят крупные компании и из других регионов. У нас, например, на территории края работает компания «Стройсервис» (зарегистрирована в рабочем поселке Таврическое Омской области. — Прим. ред.), но она зашла на территорию края уже достаточно давно, еще в 2008-м или 2006 году. У них здесь уже есть свой филиал. Они начинали работать на дорогах федерального значения, со временем пришли и на краевые дороги, и по Чите они работают.
Есть компания «Дорстройсервис» (зарегистрирована в городе Улан-Удэ Республики Бурятия. — Прим. ред.), которая в основном работает на дорогах федерального значения, и компания «Труд» (зарегистрирована в Иркутске. — Прим. ред.) еще, но она сильно не участвует у нас в реализации нацпроекта, но всё равно на территории края присутствует, была генподрядчиком строительства дороги Чита — Хабаровск.
Почему в Чите бордюры рассыпаются
— Есть определенные претензии к подрядчикам, которые выполняли работы в 2019–2020 годах. Мы — один из первых регионов по Дальнему Востоку и вообще в целом по стране, который начиная с 2019 года перешел на новые нормативы. Мы сразу для себя приняли решение, что работать по старым ГОСТам не будем и переходим на новые стандарты, то есть начали применять щебеночно-мастичный асфальтобетон в рамках нацпроекта, но не у всех подрядчиков получалось качественно выполнить работы.
Конечно, определенные требования по городу Чите были к качеству бетона и бордюрного камня. Все заметили, что, когда в 2019–2020 году бордюры сняли на Амурской и центральных улицах, они начали рассыпаться. Здесь была вина производителя — скорее всего, была не выдержана технология по производству и подрядчикам пришлось за свои деньги менять бордюры — это требование у нас по гарантии, независимо от того, где подрядная организация приобретает какой-то материал, это уже ее ответственность.
После выполнения работ у нас подписывается гарантийный паспорт, в рамках которого у нас на каждый элемент устанавливаются свои сроки: на асфальтобетонные покрытия — 5 лет, на земполотно — 8 лет, на бордюрный камень, по-моему, лет 5.
Кто контролирует качество ремонта
— Начиная с 2021 года в Чите идет тройной контроль качества. Есть заказчик МКУ «Городские дороги», который заключает контракты с подрядной организацией и контролирует ход выполнения работ. У МКУ своей лаборатории нет, но они заключают договоры со сторонними организациям, у которых есть лаборатория. Соответственно, идет испытание материалов.
Кроме того, было принято решение, что мы будем со своей стороны тоже контролировать. У нас есть служба единого заказчика, и мы направляем специалистов-лаборантов, чтобы они производили отбор материалов на заводе, также вырубки производятся непосредственно при выполнении работ, мы испытываем щебень и асфальтобетон.
И третий контроль качества со стороны ФКУ Упрдор «Забайкалье» — непосредственного участника нацпроекта со стороны федеральных органов власти и на городских, и на региональных дорогах.
Почему на Анохина плохая дорога
— По улице Анохина было много нареканий со стороны жителей. Там сделали часть улицы и сдали в 2022 году, а часть улицы не закончили, потому что там еще ресурсники должны в 2023 году зайти, поэтому мы сделали временный проезд. В этом году Анохина будет закончена.
Что с ремонтом на Новобульварной
— По Новобульварной был разработан проект реконструкции от улицы Шилова до улицы Журавлева с расширением до шести полос движения. Стоимость объекта очень высокая, больше 500 миллионов рублей. Участок небольшой, но стоимость такая, потому что там будет перенос коммуникаций, расширение дороги, перенос троллейбусной контактной линии, пешеходные, велосипедные дорожки.
Еще предусмотрен в районе школы на перекрестке с Шилова подземный пешеходный переход. Мы планировали зайти с ним как с отдельным целевым объектом в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», так как это капиталоемкий объект, и получить отдельное финансирование на него. Но пока нас федерация не поддержала, в 2020 году выделили 20 миллионов рублей, и всё. Мы финансируемся просто в рамках нацпроекта.
Так как стоимость объекта большая, мы разбили проект на 3 года: в первый год просто заключили контракт, в 2022 году выполнялись работы по переносу коммуникаций — тепло- и водосетей, в этом году уже крупномасштабно развернутся работы. В прошлом году также еще контактную сеть вынесли, столбы уже поставили. Там уже приступают к выполнению работ по расширению самой проезжей части.
Основные работы в этом году будут завершены от Шилова до Журавлева. Мы планировали дальше ремонтом пройти от Журавлева до Бутина и от Бутина до СибВО. Все-таки было нелогично, что у нас от Красной Звезды шесть полос движения, потом от Шилова до Журавлева шесть полос движения, потом узкое горлышко до Бутина, хотя у нас там троллейбусы и общественный транспорт ходит. Поэтому мы решили, что логично и от Журавлева до Бутина сделать шесть полос движения. Сейчас идет разработка проектно-сметной документации на расширение этого кусочка, чтобы завершить до Бутина, а уже от Бутина до СибВО нет такого большого потока транспорта, поэтому там мы просто ремонтом проходим.
Ремонтировать этот участок будет компания «Читадорстрой». Там уже, кстати, приступили к выполнению работ.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Читадорстрой» образовано в 2014 году и зарегистрировано в Чите. Руководит компанией Грачик Аракелян, проходивший обвиняемым в истории с проблемной школой в Сохондо. Раньше он же был владельцем компании, но с ноября 2022 года учредителем стала Сирушик Грачиковна Аракелян. Чистая прибыль компании на конец 2022 года составляла 40,4 миллиона рублей.
Что происходит с ДМРСУ
— У ДМРСУ (муниципальное предприятие Читы — «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» — закончило 2022 год с чистым убытком в 104,6 миллиона рублей. — Прим. ред.) есть определенные финансовые проблемы. У них есть задолженность, потому что в свое время они набирали себе технику для того чтобы выполнять работы, а за технику нужно рассчитываться — это лизинговые платежи. И, конечно же, у компании есть определенные проблемы в части задолженности перед кредиторами.
Но мы их всё равно поддерживаем, совместно с городом работаем, увеличили содержание дорог по городу. Если смотреть прошлые годы, мы городу вообще не выделяли деньги из дорожного фонда на содержание. У нас не было отдельной статьи расходов на это, потому что есть у города свой муниципальный дорожный фонд, в рамках которого содержались дороги. Потом было дано поручение губернатором, что все-таки в краевой столице нужно увеличить финансирование на содержание, чтобы перед гостями не стыдно было, чтобы нормально убирали в городе, ямочный ремонт выполнялся и так далее.
На содержание дорог в этом году мы выделили 300 миллионов рублей. Это немного. Норматив, который у нас установлен, например, по краю, примерно 700–800 тысяч на 1 километр. Если его применить к городу, то с учетом протяженности дорог нам надо хотя бы 600–700 миллионов в год на содержание.
Какое будущее у «Автомобильных дорог Забайкалья»
Учредителями краевого государственного унитарного предприятия (КГУП) «Автомобильные дороги Забайкалья» являются краевой департамент государственного имущества и земельных отношений и Минстрой. На конец 2022 года у предприятия сформировался чистый убыток в 284,8 миллиона. В мае 2023 года сначала ООО «Юридическая сила», а затем и ООО «Алтайский котельный завод Энергосервис» сообщили о намерении обратиться в краевой арбитражный суд с заявлением о признании КГУП банкротом. Заводу предприятие задолжало по договору поставки котельного оборудования 2,375 миллиона рублей, которые должно было выплатить до 15 марта.
— С КГУП ситуация непростая. Есть кредиторская задолженность из-за того, что в свое время предприятие брало технику в лизинг и наращивало долги. Там проблема даже была не по лизинговым платежам, а в большей степени в самой организации работ у КГУП. Хотя это и краевое государственное унитарное предприятие и всё их имущество принадлежит Забайкальскому краю: и техника, и помещения, в большей степени это коммерческая организация, которая самостоятельно выходит на торги и выполняет работы.
В свое время она в принципе неплохо работала: года 2–3 назад было такое, что они вроде бы нормально начали подниматься и зарабатывать. Потом что-то пошло не так: начали много работ отдавать на субподряд, но когда отдаешь работы, то ты сам деньги не зарабатываешь. При этом штат компании большой, нужно всем платить зарплату, налоги, содержать имущество.
Со временем начали наращиваться долги: зарплату вроде нужно платить, но нужно еще платить субподрядчикам, а на те 5 или 10% субподрядных, которые оставались, компании просто невозможно прожить. Если бы они своими силами выполняли все работы или, по крайней мере, частично привлекали бы субподрядчиков, то компания могла бы в принципе на ногах стоять. Но сейчас, конечно, тяжелая ситуация.
Мы уже несколько раз смотрели, что можно сделать. Там произведена оптимизация, часть неработающих филиалов сократили. Сейчас мы разработали план мероприятий по выходу предприятия из тяжелого положения. Частично сейчас уже предприятие начало гасить задолженность перед субподрядчиками и кредиторами. КГУП будет выходить еще на дополнительные работы по муниципальным контрактам, где-то будут выходить на субподряд.
В любом случае будем предпринимать все усилия для того, чтобы предприятие сохранить.