Некоторые правила дорожного движения, несмотря на кажущуюся простоту, почему-то быстро выветриваются из памяти водителей, как только они покидают автошколу. Например, это касается перекрестков с круговым движением — проще говоря, колец. Но даже те, кто правила помнит, могут столкнуться со сложностями из-за непривычной дорожной разметки и нестандартной организации движения. В рубрике «Дураки и дороги» мы решили еще раз поговорить об основах ПДД и разобрать одно из колец, на котором у автолюбителей Читы порой возникают вопросы, — Смоленское.
В конце 2023 года мы разбирали Каштакское кольцо в Чите, где количество ДТП заметно выросло, и пришли к выводу, что водители там массово нарушают правила дорожного движения. На кольце три полосы, но для съезда всегда предназначена только крайняя правая.
С просьбой рассказать о том, как проезжать Смоленское кольцо в пригороде Читы (и схожее по схеме движения Угданское), к нам в редакцию обращались несколько раз. Мы внимательно изучили этот перекресток, и он действительно отличается от тех, что можно встретить в самом городе. Связано это с прилегающими крупными магистралями и желанием дорожников разгрузить потоки.
Основная часть кольца там — двухполосная. Но с каждой из сторон есть еще по одной полосе, отделенной сплошной линией разметки. Так, к примеру, когда водители едут со стороны города и желают сразу попасть на трассу «Амур», соединяющую Читу и Хабаровск, им достаточно просто повернуть направо с крайней правой полосы Карповского тракта и продолжать движение без каких-либо остановок. Остальные автолюбители, желающие двигаться в том же направлении, но с кольца, на котором они оказались по пути от Смоленки или со стороны Угдана, по правилам покидают перекресток со своей крайней правой полосы, то есть одной из двух, которые есть непосредственно на самом кольце. Эти потоки никак не пересекаются, отделены сплошной и далее по трассе продолжают оставаться равнозначными.
О том, что водители, приближающиеся к кольцу, должны уступить тем, кто на нем находится, подсказывает соответствующий знак. А также до перекрестка установлен знак, указывающий на движение по полосам. Где правая полоса — только для поворота направо (тот, который сразу ведет на трассу). А левая — для движения прямо, то есть к кольцу, где начинают действовать уже свои правила.
Съезд с кольца в сторону Смоленки также не вызывает вопросов. Те, кто уже двигается по кольцу, пользуются преимуществом и должны свободно покидать перекресток с крайней правой полосы, тогда как те, кто желает въехать на кольцо и продолжить движение в сторону Угдана или в город, а также те, кто сразу поворачивает с трассы «Амур» в Смоленку направо (для этого также есть отдельная полоса, прилегающая к кольцу), должны им уступить, о чем говорит специальная треугольная разметка.
Основные же вопросы возникают у автомобилистов при съезде с кольца в сторону города. Здесь к двум полосам кругового движения также прилегает выделенная полоса, отделённая сплошной разметкой, для поворота с трассы в Читу направо (знаки также говорят об этом). И в районе самого перекрестка они также никак не пересекаются, но сразу за ним начинается сужение. Разметка и знак подсказывают водителям, что их (правая) полоса заканчивается и плавно переходит в одну полосу, по которой двигаются те, кто выехал непосредственно с кольца. И водители не всегда успевают сориентироваться, кто кому при таком сужении дороги должен уступить.
— По правилам дорожного движения съезжать с любого кольца можно только с крайней правой полосы. Это касается тех транспортных средств, которые двигаются по такому перекрестку заведомо. Если конструктивно имеется возможность проехать кольцо, не заезжая на его основные полосы, то это можно сделать с учетом требования дорожной разметки. В таком случае на выезде, на примере Смоленского кольца, водитель должен заехать на основную дорогу под знак, указывающий окончание уширения дороги, и уступить всем водителям, которые двигаются слева. При этом для последних нет никакой помехи справа, они едут беспрепятственно. Особенно внимательно нужно проезжать мимо кольца на таком уширении, если дорожная разметка изношена или скрыта, допустим, под снегом. Тогда лучше заведомо убедиться в отсутствии автомобилей на кольце и безопасно его преодолеть, — объясняет читинский автоэксперт по ДТП Алексей Стрельников.
То есть конструктивно кольца, что Смоленское, что Угданское, сделаны так, чтобы водителям было удобнее поворачивать направо сразу, если это им нужно, не заезжая на основную часть кольца. При этом важно смотреть на знаки и разметку, чтобы либо пропустить тех, кто движется по кольцу (об этом подсказывают треугольнички), либо, как в примере со съездом на федералку от города, спокойно двигаться по двум параллельным полосам, одна из которых по факту к кольцу просто прилегает, и ее, конечно, нельзя использовать для съезда непосредственно с кольца, сделать это просто не позволит разметка.
Другой вопрос в том, что просто подавляющее большинство водителей на Смоленском кольце, особенно тех, кто съезжает с него в сторону города, нарушают ПДД, покидая перекресток с внутреннего радиуса, что, конечно, запрещено и может привести к аварийным ситуациям. Когда, например, один из водителей будет покидать кольцо с крайней полосы по правилам, а другой с нарушением — они могут столкнуться. И неправ будет тот, кто проигнорировал требования ПДД.
— Действительно, зачастую водители съезжают с кольца не с крайней правой полосы. Но в данном случае [на Смоленском кольце] их понять отчасти можно. Слишком уж малые расстояния между примыканиями дорог — водители попросту не успевают сменить полосу после заезда на кольцо. Но в правилах дорожного движения нет таких исключений. Поэтому соблюдать их нужно в любом случае. На подобных перекрестках лучше не спешить, чтобы не делать резкие маневры, — считает Алексей Стрельников.
Это стоит запомнить!
Теперь соберем воедино всё вышесказанное и дадим максимально простой ответ на вопрос: «Как же всё-таки правильно проезжать Смоленское кольцо?»
Так как федеральная трасса «Амур» (на карте отмечена желтой полосой) здесь ключевая и насквозь проходит через Смоленское кольцо, попасть на нее можно одновременно с двух полос, причем в каждом из направлений магистрали. В первом случае: либо сразу повернуть направо с Карповского тракта в сторону Хабаровска, либо съехать в том же направлении с двухполосного кольца, если вы на нем оказались, с его крайней правой полосы. Оба эти варианта отделены сплошной линией и не пересекаются. Во втором случае то же самое — либо сразу правый поворот с улицы Центральной — в сторону заправки «Роснефть» и Угдана, либо съезд с кольца по правилам в этом же направлении.
Те водители, которые уже едут по кольцу и хотят отправиться в сторону Смоленки, пользуются полным преимуществом. Их пропускают и те, кто хочет заехать на само кольцо, и те, кто поворачивает с трассы по отдельной полосе на улицу Центральную. Потому что в этом месте и поворот с «Амура», и съезд с кольца сливаются в одну полосу.
Повернуть с трассы (по отдельной полосе) направо и с кольца (по правилам — с правой крайней полосы) в сторону города на Карповский тракт можно одновременно, но необходимо учитывать, что далее начинается сужение участка дороги в одну полосу, что хорошо видно по спутниковому снимку, а на местности на это указывают знаки и разметка. И те водители, которые дальше двигаются по сужающейся крайней правой полосе, должны уступить тем, кто съехал на Карповский тракт с кольца и беспрепятственно продолжает свое движение.
***
Поэтому бояться перекрестков с круговым движением совсем не нужно. Подобные кольца, в действительности, нужны только для того, чтобы сделать движение автомобилей более удобным. Главное, соблюдать правила, смотреть на знаки и учитывать разметку.
Редакция «Чита.Ру» также попросила прокомментировать особенности проезда по Смоленскому и Угданскому кольцам представителей Госавтоинспекции, для чего в адрес УМВД России по Забайкальскому краю был направлен официальный запрос. Ответ будет опубликован в одном из следующих материалов в рубрике «Дураки и дороги».