Вечером 22 января в Домне пропала 7-летняя девочка, буквально через полчаса после сообщения в полицию на пустыре обнаружили ее тело, на котором были следы нападения животных. Тогда первым предположением было то, что на ребенка напали бездомные собаки. Минздрав Забайкалья назвал травмы девочки несовместимыми с жизнью. Региональное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по факту гибели ребенка. 23 мая заместитель генерального прокурора России Дмитрий Демешин утвердил обвинительное заключение по делу в отношении Татьяны Качеевой, чьи псы, по версии Генпрокуратуры России, загрызли девочку в Домне, женщина свою вину не признала. Суд по делу Качеевой, которую обвиняют в причинении смерти по неосторожности, начался 27 июня с допроса свидетелей.
Отец девочки выступил на заседании суда в качестве потерпевшего и рассказал, что произошло в день трагедии. В обед жена позвонила ему и попросила встретить дочь из музыкальной школы. Он освободился в районе 13:30 и пошел за ней, однако, подойдя к зданию школы, ее не обнаружил. Предположил, что девочка не дождалась и сама пошла домой, и также направился туда. Дома ребенка тоже не было. Отец девочки много раз звонил на ее телефон, но не дозвонился и пошел ее искать.
Он сообщил о пропаже своему начальнику в военной части и попросил помочь в поиске, а около 16:00 ему сообщили, что нашли тело. По словам мужчины, он сразу приехал на место. Тело было накрыто брезентом, в радиусе 10 метров были разбросаны некоторые вещи девочки, а неподалеку бегали около 10 обычных дворняг.
«Они пытались подойти к месту гибели. Полицейские при мне прямо кидали в них камнями, чтобы они отошли. Собаки при этом агрессивно вели себя»
Отлавливали псов сотрудники организации по отлову безнадзорных животных «Пять звезд». Один из них на судебном заседании рассказал о том, что происходило в день трагедии.
— 22 января, ближе к полуночи, позвонил мой начальник. Сказал, что девочку в Домне собаки загрызли. Мы поехали туда. Собак было много, порядка 12. Одна из них сбежала через огороды. Ее поймали позже, через 2–3 дня, когда она вернулась домой. Собаки были беспородные, разной масти. Для поимки животных их приходилось усыплять. Нескольких псов помог вынести муж подсудимой. После этого всех собак отвезли в Читу и передали следователям на экспертизу. У них срезали кусочки шерсти, брали анализы слюны, фотографировали под специальным синим цветом, чтобы найти следы крови. У некоторых собак из-за наркоза началась рвота, содержимое желудков также передали криминалистам, — рассказал кинолог.
По его словам, из-за обследований собакам приходилось ставить усыпляющие уколы повторно, из-за этого трое псов погибли, их тела тоже забрали следователи. Остальных животных передали в приют при исправительной колонии № 3, где они до сих пор содержатся.
О хозяйке собак Татьяне Качеевой рассказала участковый уполномоченный полиции села Домна Елена Портнягина.
— На протяжении своей службы с 2017 года я никогда не могла попасть к ним в дом. И в ограде никогда не была из-за своры собак. Они бегали по территории и по огороду. На вопрос, зачем так много животных, мне был дан ответ: «А у нас это запрещено по закону?» Условия были отвратительные для содержания собак. Не знаю, как они все там умещались. В январе 2022 года я первый раз попала к ним домой, когда собак уже изловили. Я была просто ошарашена, что там творилось. Нормальному человеку жить невозможно в таких условиях. Она, как Плюшкин, всё собирала.
«Какие-то головы кукол навешаны в доме. Свалка была и в доме, и в ограде. Запах... Мы нашли несколько черепов собак. Экскременты повсюду были»
По словам Портнягиной, обвиняемая была нелюдима, особо ни с кем не общалась, жила с мужем и сыном. Местные жители на нее и ее животных не жаловались, но видели, как бездомные люди собирали мусор на помойке и относили Качеевой, которая этот мусор покупала за 50–100 рублей. Этими отходами она и кормила собак. Участковый уточнила, что за ограду животные спокойно выбегали, так как в одном месте у забора не было досок, а в другом находился подкоп. От этого лаза вела собачья тропинка в сторону реки. Как раз там, в нескольких метрах от забора, произошла трагедия.
Родственники и друзья Качеевой, в свою очередь, считают ее невиновной, однако показания на заседании, по словам гособвинителя, отличались от тех, которые давали свидетели на допросе у следователя.
Двоюродный брат обвиняемой заявил, что никогда не видел, чтобы собаки выбегали из-за ограды.
— Собаки едой были обеспечены хорошо. Покупала у бичей отходы и, кроме того, корм. Собаки не голодали. По двору бегали три-четыре.
«Было два загона. В одном точно три собаки были, в другом тоже, наверное, три. Клянусь, что никогда не видел, что собаки выбегали»
При этом на допросе у следователя брат подсудимой говорил, что свободно постоянно бегали шесть-семь собак и эта стая обычно обитала за двором Качеевой, примерно в той местности, где произошла трагедия. Свидетель заявил, что подписал показания после допроса, но не читал их, так как у него плохое зрение.
Кроме того, свидетель заявил, что собаки не могли ни на кого напасть.
— Порода не та. По Домне бегали собаки, как и во всякой деревне. Собаки размножаются сами по себе, но злые собаки сидят на цепи. Поэтому среди бегающих собак злых нет. Были случаи, что собаки кусали кого-то в Домне, но это те, которые сидели на цепи.
Брат Качеевой также рассказал, что в какой-то момент его сестра пыталась отдать лишних собак, но по какой-то причине у нее не получилось это сделать.
Подруга Качеевой заявила, что считает ее невиновной.
«Я знаю ее 18–20 лет. Сколько знаю, столько собак и держит. Неконфликтный человек. Козла отпущения решили сделать»
На заседании свидетельница заявила, что ее показания на допросах исказили следователи. Обвинитель зачитал записанные показания во время заседания. В них сказано, что в середине января на нее напали пять собак Качеевой — четыре молодых, одна постарше.
— Я показания не читала, потому что поверила, что там написано то, что написано, — заявила свидетель.
Татьяне Качеевой, если ее вину докажут, грозит наказание — исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Мы следим за процессом и расскажем, чем закончится это громкое дело.