

Генераторы пламени на площади Ленина в Чите
Этот День Победы запомнится читинцам надолго. И не только потому, что впервые за три года по центральным улицам прошла колонна «Бессмертного полка», и даже не из-за масштабов, которые чувствовались даже в каких-нибудь частных домах за ГРЭСом. Парад и всё празднование 9 Мая обсуждали как будто бы все. А потому что впервые за долгое время к организации мероприятия подошли ответственно, впервые за долгое время мы вспомнили, что День Победы — это праздник со слезами на глазах. Апогеем этого стал вечерний концерт на площади Ленина, который заставил прослезиться любого, кто умеет чувствовать.
Вы когда-нибудь вообще видели генератор пламени на площади? Даже не на площади, на любом концерте в Забайкалье вы такое видели? Про светомузыку я молчу, она уже мало кого удивит. Но вот столбы пламени, когда на сцене артисты, играющие работников золотодобывающего прииска, рассказывают о своем тяжелом быте… Это нечто.
И чувствовалось при этом всём, что и уровень забайкальских артистов вырос, и в целом режиссура и постановка. Тем более что в позапрошлом году на вечернем концерте были сухие и безэмоциональные выступления народников, которые закрылись танцем в честь ЧВК «Вагнер». Безэмоциональные не из-за того, что артисты что-то не то делали. Просто в самом сценарии как будто не было души.
Мои догадки о необычной режиссуре оказались правдивыми. В Забайкалье уже некоторое время трудится команда петербургского театра ЛДМ «Новая сцена», они вместе с артистами «Забайкальских узоров» ставили в Чите мюзикл «Евгений Онегин». Как рассказывают зрители, получилось бомбически. Еще в организации участвовала директор «Забузоров» Галина Сыроватка. Этих же ребят уговорили делать постановку на 9 Мая.
По итогу они рассказали историю нескольких забайкальских семей, прошедших от боев на Халхин-Голе до Калининграда и Берлина. Отдельно удивляют Лопатины — их пули не берут, по крайней мере, четверо братьев, периодически встречавшихся на фронте, так говорили друг другу. Один из них попал в плен еще в Халхин-Голе и был объявлен предателем, а он не такой, он советский человек, он хотел застрелиться, чтобы не сдаваться в плен, но револьвер дал осечку. Сразу после этого признания началась душераздирающая песня. Весь спектакль построен так. Диалог или монолог героев, затем песня. Диснеевский стандарт, который великолепно работает на любого зрителя.
И так со всем — с забайкальскими старателями, фронтовиками, девушками, которые стараются как можно быстрее обработать раны огромного количества военных. И все основные действующие герои — забайкальцы. На экране во время сцен показываются имена, портреты и краткая биография действующих лиц, и ты понимаешь, что эти люди действительно жили, что это наши предки и что это наша история.
Этот спектакль — буквально документальный фильм про забайкальцев на фронте, при этом чувственный. Я не знаю, как можно лучше приземлить всеобщую историю Великой Отечественной войны на забайкальскую землю. Как это вообще можно описать, когда лейтенант предлагает старшине поспать перед заданием, а тот отвечает, что спать ему некогда, хочет быстрее домой, так как в Ингоде уже, наверное, чебаки клюют. И вот так два действующих героя понимают, что они забайкальцы. И им действительно надо домой, а для этого надо быстрее победить…
Отдельно поразила меня, да и других забайкальцев, история Марии Гетало. Она обсуждала с сослуживцем своего возлюбленного Борю. Девушка решила, что Боре уже будет не нужна. Ее тяжело ранили на войне, врачи планировали ампутацию ноги. Ей показалось, что Боре будет лучше найти молодую и здоровую.
— Маша, о чём ты говоришь? Да, война нас всех изменила, всех искалечила, но мы по-прежнему остаемся собой. И домой вернемся, и любить будем как прежде. Любит тебя твой Боря. Знаешь, как я Наденьку люблю? Я каждый день о ней думаю. Когда война кончится, если мы снова встретимся, я ее любой любить буду, — ответил ей сослуживец.
Мария Гетало, к слову, это легендарный стрелок-радист. Она жила на Амурской в Чите, стала почетным гражданином города. Не стало ее в июле 2003 года. Мы писали ее историю в отдельном тексте.
Сразу после этого лирического диалога началась песня, и забайкальцы достали свои телефоны, включили фонарики и завороженно смотрели на артистов. Это потрясло их, это потрясло меня. Поэтому после рассказов о Кенигсберге и Берлине песню Льва Лещенко «День Победы» люди пели действительно со слезами на глазах. Таким и должно быть 9 Мая. Забайкалье заслуживает того, чтобы о его вкладе вспоминали в этот день. И вспоминали именно так. Со всеми ужасами тех лет, со всеми эмоциями, со всеми почестями, которые заслужили ветераны.

Сразу после концерта начался фейерверк