Чита этим летом превратилась в одну большую стройку — одну часть города перекопали коммунальщики, другую — дорожники, а между ними мыкались бедняги-читинцы. Редакция «Чита.Ру», не дожидаясь окончания строительного сезона, решила прогуляться по главным городским ремонтам, чтобы зафиксировать для читателей и истории Читу в непростом 2020 году. Начинаем эту серию текстов с самого масштабного дорожного ремонта Железнодорожного района — развязки на улице Магистральной.
Сочинцы на Магистральной
Реконструкция кольца на перекрёстке сразу пяти улиц — Магистральной, Карла Маркса, Кирпично-Заводской, Засопочной и Краснодонской — является логичным продолжением ремонтов, начатых в административном районе в 2019 году. Тогда были отремонтированы Московский тракт, Карла Маркса, проспект Советов и улица Советская. Логично было уже, наконец, взяться за убитую много лет развязку.
Кольцо на Магистральной - важное связующее звено для дорожной сети Железнодорожного и Черновского районов Читы, а также приличной части Читинского района. Иным способом из города в район Советской и Магистральной, а также в село Засопка, посёлки Кадала и Черновские просто не попасть. Можно, конечно, сделать круг через КСК, но там своих пробок хватает. Проще уж тут постоять.
Проект был рассчитан на 2019-2020 годы, но почти все работы приходились на этот год. На аукцион вышла одна компания — «Звезда», ей и достался подряд по максимальной цене — 47,4 миллиона рублей. Сдача запланирована на 16 ноября.
Компания «Звезда» работает с 2005 года, её учредителями являются Вартан и Айкузун Хачатуряны, первый является и гендиректором. До 2015 года она была зарегистрирована в Чите, а затем переехала в Сочи, где числится до сих пор.
С 2011 года «Звезда» активно работает с госзаказами, из самых крупных подрядов — реконструкция драмтеатра Читы за 1,1 миллиарда рублей, строительство улицы Народной в Октябрьском за 120 миллионов. Она же строила и сейчас ремонтирует дорогу до Арахлея, весь проект стоит больше 1 миллиарда рублей.
Вопросы к подрядчику — от соцсетей и заказчика
Ремонт на этом кольце костью в горле встал жителям перечисленных выше районов — дорожники на большую часть лета оставили развязку без асфальта, а выезд на Магистральную существенно сузили. Если раньше в часы пик пробки здесь создавал только лежачий полицейский на Маркса, то этим летом ситуация значительно усугубилась, о чём едва ли не ежедневно сообщали подписчки «Региона».
С учётом наличия новой искусственной неровности в виде ремонта власти города, конечно, могли бы убрать на это время проблемного лежачего полицейского, что сильно бы снизило напряжение на участке. Но нет.
Во время выезда на развязку губернатора Александра Осипова гендиректор «Звезды» Вартан Хачатурян пообещал ему уже в сентябре закончить все работы на своих объектах — помимо Магистральной, это улица Народная в Октябрьском. И обещание не сдержал — на обоих объектах работы ещё идут.
Новый руководитель муниципального предприятия «Городские дороги» Андрей Дугаров объяснил столь продолжительное отсутствие покрытия на развязке двумя причинами — погодой и качеством работы самого подрядчика.
«Я считаю, что подрядчик недостаточно серьёзно подошёл к этому объекту. У него не было собственных сил, мощностей для выполнения работ на данном участке. Ну и погодные условия сказались – очень много было дождей в этом году, особенно в августе, и не было возможности работать по асфальтированию», - заявил Дугаров.
При этом глава «Городских дорог» обещает делать выводы в будущем по подрядчикам, которые не справляются со своей работой: «Каждый должен заниматься своим делом. Если подрядчик заходит, у него должна быть серьёзная материально-техническая база, свои асфальтоукладочные комплексы, свои кадры — специалисты, рабочие, инженерно-технический состав. Должен быть опыт работы на улично-дорожной сети, где много коммуникаций — это особые условия работы. Должен быть серьёзный подход. С теми подрядчиками, которые не исполняют наши требования, мы работать не будем».
Опасная прогулка
К 28 сентября, когда мы прогуливались по объекту, на дороге уже появилась солидная часть асфальтового покрытия. Оценить его качество пока сложно, но то, насколько удобно автомобилистам и пешеходам преодолевать ремонтируемый участок, — вполне.
Стартовали с улицы Краснодонской. За съезд здесь только собираются браться, но уже завезли бордюры.
По Карла Маркса на дороге уже есть асфальт, устанавливают бордюры.
По щебёночному основанию будущего тротуара пробрались к пешеходному переходу. Я сначала его проскочил, не увидев, так как временная разметка отсутствует. Не увидела пешеходного перехода и девушка-водитель, едва не проехавшая по моим ногам.
Преодолев козью тропу между Маркса и Засопочной, заросшую кустами и строительным мусором, упёрлись в зону без пешеходов.
Дальше было опасно идти в любую сторону: прямо — дорога в ремонте, направо — грязища.
Увидев осматривающих объект людей с камерой, рабочие как будто засуетились. Подвезли грунт, разравнивают.
На участке между Кирпично-Заводской и Магистральной хорошо просматривается отсутствие съезда с асфальта на грунт. Я на своей малолитражке поискал бы здесь место для безопасного выезда на кольцо.
Судя по проекту, на этом участке должен появиться асфальтированный съезд к частному сектору. Сейчас там только грунт, работы ещё вагон.
Магистральная на выезде сильно сужена из-за установки водопропускного сооружения, судя по обилию труб. Тротуаров нет, машины едва разъезжаются — человеку здесь ходить не рекомендуется.
Дальше готовят основания дороги ниже Магистральной, вдоль частного сектора. Выезд с кольца на Магистральную уже почти окончен.
Обочина завалена кучами строительного мусора, мило закиданного кусками грунта с травой — должна зарасти, наверное. Возможно, его вывезут после окончания ремонта. Если нет, просьба к местным жителям сообщить в редакцию.
Куда-то исчез пешеходный переход, который я помню сразу на выезде с кольца. Пришлось ковылять до дальнего перехода за остановкой.
Обочина на Магистральной — это, конечно, позор Читы. Смотришь на него, и перед глазами встаёт новость про лабораторию идей по развитию города при мэрии. Может быть, туда отправить эти снимки?
В кустах — канава с бытовым и строительным мусором.
Единственный безопасный участок нашего путешествия выпал на путь от Магистральной до Краснодонской — там уже давно благоустроена аллея с паровозом на постаменте. Грязновато, зато ноги не переломаешь.
***
Этот ремонт летом превратил в ад жизнь всего района, но мы попали на его окончание. Сейчас проезд кольца уже не вызывает таких проблем, как месяц назад. Но пешеходам туда лучше не соваться.
А вообще Магистральная — это гостевой маршрут, дорога из аэропорта. Нельзя допускать на ней такой беспредел. Я здесь и про летний ремонт, и про отсутствие благоустройства, и, страшно вспомнить, про озеленение. Что подумает гость столицы Забайкалья, когда попадёт в часовую пробку из-за ремонта, который не ведётся? Надолго ли в нём задержится вера в дутый чиновниками туристический потенциал региона?