На этой неделе у нас появилась прекрасная возможность вспомнить о подземном переходе на Проспекте Советов – единственном в Чите (если не считать перехода под путями на вокзале). ЗабЖД – по-видимому, его собственник – решила продать переход за 7,4 миллиона рублей, хотя финальная цена станет известна после торгов.
История у этого объекта знаковая – переход, построенный в 1980-х, к 90-м постепенно превратился в торговый центр. По информации 2ГИС, в нём находится ателье, магазины детской одежды, трикотажных изделий и алкоголя. У него даже есть свой адрес – Проспект Советов, 7/1. А судя по пластиковым дверям с замками, которые видно на фото, переход на ночь закрывают на ключ.
С этим все смирились – и жители Десятки, которые спокойно пересекают дорогу через три обычных перехода. И городские чиновники, которые ещё в 2018 году признали, что реконструировать его не имеет смысла – людей туда не загонишь. Только ГИБДД упорно продолжает настаивать – ещё в октябре 2019 года требовала, чтобы переходу вернули прежний функционал.
История, видимо, катится к логическому завершению, и мечты ГИБДД не сбудутся никогда. Это вообще-то странно – логика властей города такова, что переход было логично выкупить у ЗабЖД и вернуть ему первоначальный функционал. Этот выход напрашивается хотя бы потому, что власти намерены вбухать огромные деньги в два новых подземных перехода при расширении Новобульварной.
Но власть молчала все 2 года, видимо, не меняя позиции по переходу на Проспекте Советов, которую озвучивал ещё экс-глава комитета ЖКХ Сергей Скурыдин: «Мы никак не сможем людей сгонять в переход, даже при его запуске люди будут идти напролом». Но если так, то зачем мы строим ещё два подземных перехода?
Скурыдин в целом прав – людей действительно сложно заставить ходить под землёй, когда ближе и проще ходить по ней. И это подтверждает не только подземный переход на Проспекте Советов, превратившийся в ТЦ, но и стоящий в запустении и разрухе надземный переход на Каштаке, построенный в 2010-м за 12 миллионов рублей.
Об этом же говорят урбанисты, опирающиеся на многочисленные исследования. У лично знакомого с Осиповым Ильи Варламова есть даже двухминутный ролик-пояснение, почему переходы не решают, а усугубляют проблемы города – и в части безопасности пешеходов, и в части комфортности жизни в городе для маломобильных граждан.
Другой известный урбанист Аркадий Гершман в беседе со мной был намного более критичен к таким решениям: «Это полная глупость, раз вы позволяете себе тратить деньги на то, что не будет никогда работать. Ещё в середине прошлого века было доказано, что подземные переходы на пешеходных улицах — это абсолютная ересь. […] С точки зрения транспорта или градостроительства расширение улиц и строительство таких подземных переходов — это большой удар по мобильности в городе».
По информации Гершмана, сейчас строительство подземных переходов повсеместно признают ошибкой: «В Москве подземные переходы меняют на «зебры». А вместо широких полос для машин там будут полосы для автобусов, трамвайные пути или просто тротуары с зеленью. Умные города учитывают чужие ошибки, глупые совершают свои. Если ваши планы будут реализованы, то это будет глупым решением».
Чита, как и многие другие города нашей необъятной страны, находится в заложниках у весьма ограниченных с одной стороны своим мировоззрением, с другой – властными полномочиями чиновников. Они находятся в немобильной вертикали, которая новые практики и мировой опыт узнаёт и начинает применять только после тычков с самой верхушки. При этом до последнего упирается или даже извращает изначально хорошую идею (взять хотя бы историю с дизайн-кодом Читы).
Эту тенденцию могли бы сломать прогрессивные чиновники на местах – в первую очередь мэры и губернаторы, но откуда бы им взяться, если их самих подбирала вертикаль, в первую очередь по принципу лояльности.
В результате весь мир уже знает об ошибках с подземными и надземными переходами в черте города. Нашу мэрию, как нашкодивших котят, тычут носом в примеры Европы и Москвы, которые признали эти ошибки. Читинцы сами за последствиями этих ошибок наблюдают на примере переходов на Советов и Каштаке. Но система едет по своим рельсам – переход означает безопасность! Роем ещё и ещё! Вот когда придёт установка из Москвы – тогда вспомним про мам с колясками и пенсионеров и закопаем переходы.