Новый законопроект о повышении зарплат бюджетникам и параллельной отмене районного коэффициента в 20%, направленный в заксобрание губернатором Забайкальского края Александром Осиповым, вызывает множество вопросов и страхов. Вызваны они в том числе тем, что текста проекта закона «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае», который менялся буквально в последние дни для рассмотрения на последней сессии парламента региона перед уходом на каникулы, нет в открытом доступе. Одну из предыдущих версий документа краевые депутаты и вовсе получали за час до заседания профильного комитета. Никто из комментирующих принятие закона сегодня чиновников тоже не объясняет всю механику грядущих — и уже, кажется, всеми согласованных, за исключением депутатского корпуса, — изменений от и до.
- Районный коэффициент отменяют «на бумаге» — надбавка сохранится
- Как это будет работать?
- Сколько это всё будет стоить? И вообще, о каких суммах идет речь?
- Что смущает?
- Что почитать по теме?
Районный коэффициент отменяют «на бумаге» — надбавка сохранится
Что предлагают власти? Включить коэффициент в должностной оклад, чтобы обрести возможность получать больше федеральных дотаций на повышение зарплат забайкальским бюджетникам. Сейчас их доходы самые низкие по стране, а федерация отказывает в дополнительном финансировании из-за наличия надбавки. Если совсем просто — то власти страны как бы говорят местным: «Вот у вас уже установлен на федеральном уровне районный коэффициент в 20%, есть северная надбавка в 30% за стаж, и плюсом к этому региональный районный коэффициент в 20%, который платится из краевого бюджета. То есть у вас предусмотрен механизм увеличения зарплат учителей, врачей и госслужащих. И вам нужно еще?»
Способов, которые бы позволяли сделать еще одну надбавку сверху, чтобы стабилизировать уровень зарплат бюджетников и начать наращивать его, на федеральном уровне нет. Если районный коэффициент уберут, то они должны появиться. Так объясняют нам власти. Более того, они говорят, что договоренности с Минфином России уже есть. То есть федеральные деньги будут — ранее власти края заявляли об этом не так уверенно, но они при этом и не планировали индексации. Новый законопроект, заявляет региональное правительство, предусматривает и сохранение коэффициента путем включения в окладную часть, и рост заработной платы.
Как это будет работать?
Надбавку не будут начислять сверху, а сразу включат в оклад. По проекту закона, с 1 июля планируется эти 20% сразу завести в окладную часть, плюс будет первое плановое повышение зарплаты на 5,9%. Затем будет еще одно повышение зарплаты, на 5%, с 1 ноября. И далее будет еще одно повышение — тоже на 5% с 1 января 2024 года.
В 2023 году эти 5,9–5–5% обеспечат за счет средств из краевого бюджета — на региональный районный коэффициент они уже были предусмотрены, а на 10% власти края деньги нашли. При этом для педагогических работников с 1 января 2024 года рост составит не 5%, а 16,6%.
В итоге зарплата к концу января 2024 года у общей массы бюджетников должна вырасти на 16,8%, а отдельно у педагогических работников — на 29,7%. Выглядит это неплохо.
Сколько это всё будет стоить? И вообще, о каких суммах идет речь?
В 2023 году на планируемый рост зарплат заложено 1,2 миллиарда рублей (в 2024-м — около 5 миллиардов). А всего получателей районного коэффициента, в новой реальности (если закон примут) получателей повышенного оклада — 115 тысяч. Понятное дело, что у всех людей разного размера коэффициент, но даже если просто разделить 1,2 миллиарда рублей на 115 тысяч, получится чуть больше 10 тысяч рублей на человека. Это не сумма прибавки, а сумма, которая учитывает сохранение коэффициента, его как бы приумножение, и саму поэтапную индексацию заработной платы.
Выходит, что при получении районного коэффициента не было бы никакой поэтапной индексации. Индексация была бы всего один раз в ноябре и составила 4%. Конечно, сумма в условные (очень условные и грубые) 10 тысяч рублей за полгода с учетом роста говорит нам о том, что коэффициент приносил бюджетникам края не так много дополнительного дохода. Но они за него держались — для районов это крайне важные суммы, даже если речь идет о (опять же условных) 3 тысячах рублей. Когда средняя зарплата учителей в крае чуть больше 35 тысяч рублей, эти 3 тысячи — принципиальный момент. Если довериться властям края — а нам больше ничего не остается — то на бумаге всё действительно выглядит довольно неплохо.
Не пострадают и отпускные в 2023-м — они считаются за 12 месяцев, и с учетом всех изменений дальше, тоже не должны сократиться, а, наоборот, должны подрасти.
Что смущает?
Многих смущает то, что договоренности с Минфином России, судя по тому, как это преподносится в правительственных медиа, пока только проговорены, и как бы фактически этих дотаций на увеличение зарплат нет. Как нет никаких предварительных соглашений, но и районный коэффициент еще не отменили. Всё это не мешает чиновникам обещать спланировать линейку повышения зарплат и на 2024 год.
Депутаты обращают внимание на то, что проект закона сырой. Контрольно-счетная палата (КСП) солидарна — пояснительная записка к проекту закона не содержит информацию о конкретных категориях работников, для которых предусмотрено повышение. Не хватает и дополнительных необходимых проектов документов, а также расчетов.
Опережающий рост — то есть 16,6% — предусмотрен только для педагогов. Этот факт также вызывает несогласие в разных кругах — в том числе в КСП.
В законе упоминаются стимулирующие выплаты — новая зарплата, по документу, должна быть не меньше старой без учета этих выплат. При этом есть риск, что стимулирующую часть бюджетные учреждения начнут сокращать из-за возможной нехватки средств. То есть эти 1,2 миллиарда рублей дефицита бюджетного в отрасли всё же не перекроют.
Для образовательных учреждений нововведения обернутся бюрократической волокитой. На муниципалитеты всё будет спущено в качестве рекомендаций, хотя власти уже подчеркивали, что в районах заинтересованы в росте зарплат и деньги на это повышение им будут направлены в общем порядке, поэтому никаких проволочек или провокаций от распределителей бюджетных средств на уровне муниципалов не ждут.
Есть версия, что спешка регионального правительства может быть связана с судебной тяжбой по невыплате районного коэффициента для медиков, который не вносили в бюджет 2022 года (и плановые периоды на следующие годы тоже). Сейчас ситуация складывается не в пользу властей — после решения суда правительство края обязано привести в соответствие с федеральным законодательством региональный закон. Если районный коэффициент отменят, то правительство может не исполнять решение суда. Цена вопроса — 4,1 миллиарда рублей.
Смущает и то, что власти, учитывая приближающуюся сессию 28 июня, не заручились заранее поддержкой ключевых ведомств, организаций, включая профсоюзы, а также депутатского большинства — то есть разных фракций, и на скорую руку писали версию закона, хотя тема с отменой районного коэффициента появилась еще в апреле 2023 года. Активный лоббизм начался и вовсе сегодня — 23 июня. Властные медиа начали снимать спикеров разного уровня с речами в поддержку закона. С профсоюзным активом, да и с фракциями в заксобрании губернатор встречается тоже под занавес.
Это пока всё, что нам известно — на самом деле, текст проекта действительно не выглядит детально проработанным, но все основные моменты и изменения в связанных статьях краевых законов там прописаны. Пока остается только ждать, что разработчики учтут все замечания и смогут найти инструменты, которые позволят на уровне муниципалитетов и отдельных организаций контролировать исполнение закона, чтобы его не старались соблюдать формально.
Что почитать по теме?
Как депутаты притормозили закон, увеличивающий зарплаты бюджетникам в Забайкалье.
Мнение губернатора по этому вопросу.
Почему у учителей такая маленькая зарплата? Объясняет зампред правительства края Татьяна Цымпилова.