В Чите вовсю обсуждают внешний вид будущего ледового городка на площади Ленина, а два села в Забайкалье решили полностью отказаться от алкоголя в пользу трезвости. Об этих и других обсуждаемых темах в разборе недели от редакции «Чита.Ру».
Екатерина Шайтанова: Серый, большой и глупо выглядит
Каждый год ̶3̶1̶ ̶д̶е̶к̶а̶б̶р̶я̶ в октябре-ноябре гаишники ходят к региональной власти с предложениями.
В этот раз озвучивалась необходимость закупить передвижные лаборатории для выявления пьяных водителей в районы края, замерять среднюю скорость на федералках, восстановить подземный переход на проспекте Советов, создать госучреждение для видеофиксации нарушений ПДД, положить около переходов «лежачих полицейских» и обеспечить районы края штрафстоянками и эвакуаторами, а то там много лет вынуждены возвращать машины алкоголикам.
Я много лет с любопытством наблюдаю за этой кочующей из года в год пачкой тезисов — лежачие полицейские, штрафстоянки, передвижные лаборатории, госучреждение для видеофиксации нарушений. ГИБДД, основываясь преимущественно на драматичной статистике, каждый раз пугает примерно одним и тем же докладом команды разных губернаторов и не очень динамично меняющееся заксобрание. То есть, депутаты должны устать это слушать больше меня. Но виду не подают.
Равно как — за исключением федеральных трендов — ничего и не происходит.
Да, в регионе появились травмоцентры и камеры видеофиксации, против которых только недавно прекратили митинговать офлайн и продолжают онлайн. Но появление травмоцентров, скорее, заслуга минздрава, а камеры — скорее массовое явление в стране.
Всё остальное, на что оказывается способен край с точки зрения влияния на безопасность дорожного движения, хорошо иллюстрирует надземный переход в Каштаке. Серый, большой и глупо выглядит.
Теме штрафплощадок в районах лет 10, передвижную лабораторию для Арахлея просят ещё дольше — около 15, про объединение и наведение порядка со школьными автобусами я даже боюсь считать, сколько говорят.
Конечно, на фоне всего этого бездействия сокращение ГИБДД в крае выглядит катастрофичным. А вы как хотели?
Пока же исполняющий обязанности вице-премьера правительства Забайкальского края Андрей Гурулёв предложил показывать «синих» водителей по телевизору для профилактики вождения в пьяном виде. Я прямо представляю, как от этой идеи вздрогнула пресс-служба УМВД и поржали «синие» водители.
Андрей Козлов: Победить алкоголизм пресс-релизами
Депутат Госдумы от Общероссийского народного фронта, доктор медицинских наук, врач-психиатр Николай Говорин анонсировал возможный отказ от алкоголя в двух поселениях Сретенского и Читинского районов Забайкальского края.
«Друзья, сегодня появилась очень хорошая информация по поводу перспектив создания зон трезвости в Забайкальском крае. Пока юридически решения, насколько я знаю, не оформлены, но возможность полного отказа от алкоголя на уровне двух муниципалитетов в Читинском и Сретенском районе сейчас рассматривается», — пишет Говорин в своём аккаунте в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация).
Депутат подчеркнул, что необходимо «руководствоваться мнением людей, а не опираться на административный ресурс», — «только в этом случае будет эффект». В качестве примера депутат привёл Якутию, где после отказа населённых пунктов от алкоголя в регионе снизилась смертность. Он предложил стимулировать отказавшиеся от спиртного районы строительством спортивных и культурных объектов.
Зоны трезвости – это, конечно, прекрасно, но мне кажется, что в вопросах сражения с алкогольными аддикциями власть в очередной раз зачем-то пытается свалиться в мелкую кампанейщину. Победить алкоголь тотальным отказом жителей населённых пунктов от какого-то очевидного зла – это примерно как искоренить преступность, решив на сходе жителей села, что теперь никто не будет воровать и вообще нарушать уголовный кодекс. Или воплотить рай на земле, решив на совете актива района, что теперь все поголовно соблюдают библейские заповеди.
Возможно, речь идёт о том, что в каких-то сёлах массово торгуют спиртным, и будет проведена какая-то политическая акция по ликвидации торговли спиртным в принципе. Это великолепно, и фактически это заявка на Нобелевскую премию по медицине.
В мире уже пытались лечить алкоголизм политическими методами, и даже добивались каких-то статистических результатов (никак, правда, не влияя на саму зависимость). Но с учётом того, как у нас работает система государственной статистики и насколько в регионе эффективно выстроена пиар-работа с властными инициативами, можно уже сейчас быть уверенными в том, что инициатива Говорина и местных жителей впервые в истории человеческой цивилизации будет успешной.
В конечном итоге, общими усилиями чиновников, простейшей арифметики, банальной наглости и беспринципности в регионе удалось повысить средние зарплаты учителей до средних по региону, врачи в Забайкальском крае получают в среднем почти по 70 тысяч рублей, а деканы в ЗабГУ ещё в январе 2018 года получали по 100 тысяч рублей.
Значит, и алкоголизм можно победить пресс-релизами!
Юлия Скорнякова: Дым, на который не пофиг
Не люблю это слово, но именно оно крутилось летом, когда по утрам открывала онлайн-карты пожаров на сайтах снимков со спутников, а потом в сообщениях минприроды края видела площади пожаров, которые решили не тушить, потому что дорого.
Примерно то же самое можно было сделать, махнув рукой на убийц — не сажать их в тюрьмы, потому что на их содержание нужны деньги. Или не лечить людей, потому что это тоже требует затрат.
Всё лето журналисты и жители края пытались достучаться до властей статьями, новостями, петициями, открытыми письмами, постами в соцсетях — но край всё также напоминал лежащего с открытыми ранами человека, лечить которого не собирались.
А в сентябре из погибших от бездействия чиновников лесов на людей начали выходить голодные медведи. Сколько их ещё будет?
Лишившиеся своей среды обитания, погибающие от голода животные и простые жители, на которых это зверьё нападает, стали первыми жертвами нового подхода в экономике и экономии бюджетных денег.
И если прокуратуре удалось достучаться до тех, кто принимает решения, и хотя бы в будущем остановить безумие с непотушенными пожарами, то хвала этим прокурорам.
Руководитель минприроды Забайкальского края Олег Некрасов заявил, что термин «тушение пожара экономически невыгодно» использовать не будут, тушить будут всё. Если так, то есть два варианта развития событий: фантастический и обычный.
В первом власти региона на 2020 год находят в бюджете края деньги на тушение всех пожаров. Это просто космическое увеличение расходов с учётом обычно полыхающих северных районов, куда добраться можно только на самолётах.
Второй, более реалистичный вариант — обращение за помощью в федерацию. И ведь без помощи Москвы регионы действительно справиться с проблемой не смогут.
Диана Арнольд. Дважды сгоревшее. Кафе «Набережная» снова в огне. Неделя для иконы «Спас Нерукотворный»
Андрей Затирко: Читу прокатили на 2,5 миллиона
Администрация Читы после 2-недельных обсуждений проекта ледового городка для площади Ленина на зиму 2019–2020 опубликовала его версию 2.0. Изменение одно – металлические горки заменили на ледовые. Таково пожелание отозвавшихся на опрос читинцев.
«Железные горки мы перенесём в отдалённые районы. Там сделаем городочек небольшой. Я считаю, что ледовый городок изо льда — красиво», — заявил и. о. сити-менеджера Александр Сапожников в ответ на вопрос о будущем металлических горок.
Новость в целом позитивная – наконец, к мнению горожан прислушались. Металлические горки, действительно, выглядели крайне убого. Правда, есть одно но. Администрация Олега Кузнецова, закончившего работать в мае, на протяжении последних 2 лет целенаправленно закупала эти горки для будущей экономии на ледяных постройках, потратив 2,5 миллиона рублей.
«Традиционный конкурс на лучший проект ледового городка не проводился, так как совет по вопросам истории и культуры 23 октября 2017 года одобрил новую концепцию новогоднего оформления площади с использованием сборно-разборных конструкций при установке новогодней ёлки, а также мобильных конструкций и световых элементов при оформлении «ворот» площади», — сообщали в мэрии Кузнецова ИА «Чита.Ру» в декабре 2017 года.
Реализовывать проект было поручено автономному учреждению «Спутник» из-за его возможности проводить закупки без обязательных аукционов – напрямую у единственного подрядчика. В тот же год он закупил две горки «Чиж-Восьмёрка» и «Царь горы». Все их помнят благодаря скандалу, разразившемуся после открытия ледового городка 2017–2018. Тогда вторым именем ледового городка на площади стало слово «позор».
Благодаря звучному названию и подробному описанию в закупке эти горки легко находятся на сайте производителя – «Новой индустриальной компании» из Челябинска. Вот, «Чиж-Восьмёрка». Выглядит она уж совсем по-деревенски, даже сам производитель оценивает её всего лишь в 170 700 рублей.
А это «Царь горы» — горка побольше. На сайте «Новой индустриальной компании» за неё просят 429 617 рублей.
Итого, на сегодняшние цены эти две горки стоят 600 тысяч рублей. Мэрия Читы заплатила. за них «Читинской пиротехнической компании» 1 миллион 56 тысяч рублей – почти в 2 раза дороже. Естественно, помимо покупки, подрядчику нужно было их привезти в Читу, смонтировать, а в конце сезона демонтировать, но накрутка почти в 76% всё равно кажется неадекватной, особенно для желающих сэкономить.
В зиму 2018–2019 годов на площади Ленина появилась ещё одна горка, ещё больше. К сожалению, её описания в закупке нет, зато на сайте челябинской фирмы легко находится что-то очень похожее.
Горка «Буран» у производителя стоит 886 147 рублей. Мэрия Читы очень похожую на неё горку купила. за 1,3 миллиона рублей. В этот раз горка подорожала только на 46%. Поставщика на сайте госзакупок не раскрыли.
В сухом остатке Чита получила три горки за 2,5 миллиона рублей, производитель их продал бы за 1,5 миллиона. Объяви администрация нормальные аукционы, не обходя их «Спутником», пригласи к участию производителя, уверен, цена значительно бы упала. Ну ладно, как будто рассчитывали сэкономить в будущем – строить ледовые горки же не нужно. Если бы не сработала традиционная для России история про новую метлу, которая метёт по-новому.
Неуёмное желание команды нового губернатора Александра Осипова, в которую входит Александр Сапожников, стараться удовлетворять желания масс, привело процесс подготовки проекта ледового городка к опросу. Он тут же показал, что горожан тошнит от экономичных металлических конструкций. В итоге с большой долей вероятности на площади появятся ледяные горки, а купленные за 2,5 миллиона челябинские горки уедут на окраину.
Одна просьба к мэрии – ни в коем случае не продавайте металлические горки. Пройдёт эдак годика 2–3, губернатором и мэром станут более «экономные» люди, и они снова пригодятся. А пока покатаемся.
Роман Шадрин: Столкновение
Шесть с половиной тысяч человек на этой неделе заинтересовались новостью о том, как новый пассажирский автобус в Чите столкнулся с привычной всем и тоже пассажирской маршруткой. Из ущерба только и всего, что отлетевшее зеркало у новичка. Но как символично случившееся!
Эпоха маршруток, расцвет которой пришёлся на самое начало XXI века, медленно подходит к финалу. Чита постепенно возвращается к использованию нормальных, больших автобусов, курсирующих строго по времени и по строго обозначенному маршруту, как это было вплоть до середины 90-х. Маршрутки тогда, кстати, тоже были, но заправляли всем троллейбусы и автобусы.
Потом, если вы помните, читинский автобусный парк потихоньку зачах, транспорт растащили, а здание продали, превратив его в торговый центр «Макси». Полноценные автобусы исчезли из транспортной инфраструктуры города в принципе.
Сегодня в Чите есть разношёрстная армия маршрутных такси, владельцы которых бесконечно воюют друг с другом и повышают цены в весьма произвольном порядке. Есть безалаберные водители маршруток, большинство из которых плевать хотели на общие правила движения, на график (особенно после 9 вечера), на состояние автомобиля, вообще на всё вокруг, кроме бесконечной гонки за червонцем.
Есть пяток новых больших автобусов и огромный спрос на возвращение городу нормального автобусного парка.
И нет ни парка, ни диспетчеров, ни кондукторов, ни ремонтных мастерских, ни боксов, ни даже, кажется, человека, который чётко понимает, как, когда и где всё это должно появиться. И есть символичное ДТП, как повод думать и говорить обо всём этом.