Образование Расписаться в бессилии

Расписаться в бессилии

Если миллионы на полноценные ремонты школ всё равно находятся на уровне региона, зачем тогда без конца проверяют и штрафуют сельские школы?

Я заранее прошу прощения у всех педагогических работников за, может быть, грубое сравнение. Но лично мне ситуация с постоянными проверками школ и требованиями об устранении нарушений на миллионы рублей, которых попросту нет, кажется настолько же невообразимой, как если бы к бомжу, ищущему в урне еду, подошёл кто-то и упрекнул в том, что нищий неправильно питается.

Губернатор Забайкалья Наталья Жданова 30 марта поручила региональному минфину выделить из резервного фонда края 100 с лишним миллионов рублей на капитальный ремонт семи районных школ. Если считать грубо, то на одну школу выходит примерно 14 миллионов рублей, хотя какой-то, наверняка, достанется больше, какой-то меньше. Не суть. Главное, что эти цифры дают понимание, сколько реально обходится капремонт среднестатистической школы – более 10 миллионов рублей. Понятно ещё и то, что по-хорошему эти деньги должны выделяться и, как видим, выделяются из казны края, а не из нищих районных бюджетов.

А теперь к непонятному. Если миллионы на полноценные ремонты школ всё равно находятся только на уровне региона, зачем тогда Роспотребнадзор, Ростехнадзор, прокуратура без конца проверяют эти видавшие виды районные и сельские школы, выносят предписания, таскают директоров по судам и штрафуют? Ладно, когда речь идёт о тараканах на пищеблоке – за это нужно наказывать. Но рассохшиеся оконные рамы или полы - точно не вина директора, сгнившие деревяшки или проводку нужно просто менять, а не обсуждать в суде.

Однако зачем-то обсуждают. Возможно, ради процедуры. Или в список доживших до ремонта счастливчиков попадают только те объекты, директоров которых наказали уже всеми возможными способами?

Получите, распишитесь

Кажется, если бы руководству районных школ предложили взять и расписаться в собственном бессилии, причём не образно, а по-настоящему, они бы сделали это. На недавнем совещании в крайкоме профсоюза работников образования к трибуне выходили со списками на нескольких листах – там перечень нарушений, которые выявил Роспотребнадзор.

Ольга Кальченко представляла профсоюз Нерчинского района. Там за последние несколько месяцев проверили 10 школ, только в трёх не нашли нарушений. С остальными – беда и, как выразилась Ольга Леонидовна, постоянная нервотрёпка: «Вот 19 пунктов. Что-то мы можем устранить своими силами и за счёт средств муниципалитетов или района. И устраняем. Но это мелкие нарушения. А что делать с такими пунктами, как замена полов, окон, мебели, установка сигнализации? Это же миллионы, десятки миллионов рублей! Нет у нас на это денег, и всё тут».

Николай Куприянов приехал из Хилокского района. Ситуация та же самая, что и в Нерчинском. «Где, скажите мне, где взять эти деньги? У нас, в маленьком одноэтажном здании гыршелунской школы нужно окна заменить, посчитали – смета на полтора миллиона. Каково? А если большие объекты брать?»

Если брать большие, например, двухэтажное здание школы № 10, в самом Хилке, то остекление потянет уже на 2 миллиона 800 тысяч. Эту цифру в телефонном разговоре корреспонденту ИА «Чита.Ру» озвучила директор Татьяна Ушакова. Кроме Роспотребнадзора была здесь недавно и проверка Ростехнадзора. Их заключение о необходимости проведения электротехнических работ, проще говоря, замене проводки, вышло ещё на полтора миллиона. Плюс сантехнические работы – 59 тысяч рублей. Итого – четыре с лишним миллиона.

«Вот так садишься с калькулятором и за голову хватаешься! – говорит Татьяна Ушакова. – Думаете, я не понимаю, что всё это делать нужно, что школа 1936 года постройки, и в ней не было капитального ремонта? Понимаю. Или что, 465 детей, которые у нас учатся, должны быть в безопасности? Тоже понимаю. Но где взять эти миллионы, если у нас, простите, счета у школы заблокированы, и чтобы кормить детей из малоимущих семей – а их у нас 37 – мы вынуждены постоянно договариваться о поставке продуктов в долг?»

В Читинском районе тоже хватаются за голову. Итог недавних проверок – 32 судебных иска за неисполненные ранее предписания. «Как видите, не только вдали от Читы ситуация сложная. У нас тоже проблем по горло, - жаловалась на профсоюзном совещании Ирина Добровольская. - Всё мы знаем, решать эти проблемы своими силами, на местах – нереально».

Несколько лет подряд Ирина Альбертовна шлёт письменные обращения на прямую линию с президентом. Просит разработать федеральную целевую программу по трём пунктам: замена кровли, окон и электропроводки в школах и детских садах. Но пока вместо ответов из Москвы знакомится с неутешительными предписаниями из Роспотребнадзора: у вас, мол, нарушения. Получите, распишитесь.

Такой порядок

Меж тем в краевом Роспотребнадзоре к жалобам директоров на бесконечные и порой невыполнимые предписания относятся спокойно. Просто работа - ничего личного. Закон требует проверять, выявлять и наказывать, они и исполняют, и с этой точки зрения совершенно правы.

«Мы не требуем от школ ничего невозможного. И сроки ставим реальные, обычно - к началу нового учебного года, - объяснила в телефонном разговоре с корреспондентом замруководителя ведомства Любовь Дубина. – И вот эти разговоры о дорогостоящей замене окон в школах. Заметьте, мы никогда не требуем ставить новые стеклопакеты. В некоторых случаях можно обойтись заменой стекла либо самой рамы. И это будут уже совсем другие расходы. То же самое с требованием к оборудованию тёплых туалетов. Тёплые туалеты ведь разными могут быть, например, без канализации или смыва. Что тоже гораздо дешевле».

А ещё Роспотребнадзору важно, чтобы у руководства школы было так называемое алиби. Во время проверки директор должен документально доказать, что писал на имя главы района или села заявку на замену пола или окон, прикладывал к этой заявке смету стоимости работ и, что самое важное, получил письменный отказ. Проще говоря, сделал всё, от него зависящее.

В таком случае директор, скорее всего, не получит штраф, а в суд если и пойдёт, то только в качестве соответчика - с администрацией района и местным комитетом образования.

«А ведь нередко бывает, что не пишут ничего такого. А когда мы приходим, начинают бить тревогу», - добавляет Любовь Дубина.

Позиция директоров, которые готовят себя такие вот алиби и тех, кто это не делает, – понятна. Первые соблюдают процедуру, вторые – нет, а эффект в целом одинаковый: новых окон и безопасной проводки во многих отдалённых школах Забайкалья пока не появилось.

«Но понимаете, - говорит замглавы Роспотребнадзора края, - если никого не наказывать, не выходить с исками в суд, то вообще ничего меняться не будет. Иногда, в особо тяжёлых случаях, нас даже просят – пригрозите закрыть школу, если будет такой риск, найдут деньги на устранение нарушений».

Великолепная семёрка

Исключения из правил, конечно, случаются. И рано или поздно школы попадают под крыло госпрограмного финансирования. Как попала в этом году краевая санаторная школа-интернат, николаевская школа Улётовского района, верх-усуглинская и кыкерская школы Тунгокоченского района, школа посёлка городского типа Приисковый Нерчинского района, кокуйская школа № 1 Сретенского района и красночикойская школа. Если в течение года повезёт ещё каким-то объектам, обязательно порадуемся и за них.

Со стороны вообще легко радоваться. Сложнее делать это директорам школ, не попавшим в программу капитального ремонта. Ведь к ним-то продолжат приходить с проверками и продолжат корить за выщербленный пол. И им придётся идти в суд и на полном серьёзе давать объяснения: «Сделал всё от меня зависящее, денег в администрации просил, но денег не дали. Потому что их нет».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления