У Забайкальского кинофестиваля уже довольно богатое прошлое, но каким будет его будущее? Программный директор Мария Безенкова считает, что главная задача — увеличить число зрителей на показах. Как этого добиться, увидим ли мы молодых звезд, что может предложить Забайкалье российскому кинематографу и какие отечественные фильмы стоит посмотреть на фестивале и за его пределами — в интервью к XI ЗМКФ.
— Кинофестиваль перевалил за первый десяток лет. В каком направлении он будет двигаться дальше, каким вы видите его будущее?
— Мы закрыли десятилетие, наполненное интересными фильмами и встречами. В этом году мне хотелось сделать максимально концептуальную программу, чтобы и оба конкурса, и внеконкурсные показы шли в едином тематическом направлении. Чтобы люди, которые приходят на просмотры, видели некую единую связь между фильмами абсолютно разных стран и абсолютно разных жанров. Мне кажется, это будет стимулировать зрителя вновь и вновь приходить в кино. Так что новое десятилетие Забайкальского кинофестиваля для меня связано с расширением зрительской активности и вовлеченности.
— Да, это важно, потому что «фестивальное кино» обычно означает «кино не для всех», «кино для избранных». Между тем изначально фестиваль все-таки формировался как зрительский — его задача была в том числе показать забайкальцам картины, которые сюда просто не доезжают.
— Когда я стала программным директором фестиваля (он был третий, кажется, по счету), я сразу сказала руководству, что я не хочу показывать какие-то условно общемировые новинки и только их. Моя задача — вернуть зрителей в кинотеатры, потому что я длительное время работала в кинопрокате, и Забайкальский край был для меня такой заповедной территорией, где люди не ходят в кино. Мне кажется, что задача по возвращению зрителей в кинотеатры была реализована за 10 лет в полном объеме. С каждым годом у нас прибавляется количество зрительских и премьерных фильмов — и тех, которые не дошли до проката в Забайкалье, и тех, которые премьерятся в рамках Забайкальского кинофестиваля. В этом году у нас будет одна мировая премьера, закрытый показ больше чем за три месяца до даты проката. Будет большое количество премьер в конкурсе и внеконкурсе.
Эти фильмы, я подчеркиваю, собирались исходя не из их «фестивального» статуса, а из моей убежденности, что это будет интересно забайкальскому зрителю.
— Программа этого года — какая она, и есть ли в ней те фильмы, о которых вы можете сказать: «Это особенная наша удача, что можно будет показать такое кино забайкальцам»?
— Концепт фестиваля в этом году — «семейное кино», то есть в центре внимания тема родственных отношений, вообще понятие рода как основы. Не просто «отцы и дети». Программу я собирала исходя из этого принципиального положения. Что касается удач, то я очень рада тому, как сложился основной конкурс и «Новый взгляд». Там представлены фильмы с разных континентов, из Канады, Индии и Испании, много российского кино. И главное — очень многие фильмы из России в главном конкурсе сделаны настоящими энтузиастами своего дела, они представляют региональную школу кино. Такого у нас в принципе еще не было. Плюс мы почти всегда брали фильмы, которые были «засвечены» на других фестивалях. В этом году нам удалось получить картины, премьеры которых пройдут именно в рамках Забайкальского фестиваля, никто в стране их больше не видел.
— Раз уж заговорили о региональном кино — вот у нас есть известный уже по всей стране феномен якутского кино. В Забайкалье в прошлом году была программа «Регион 75» из четырех картин, в этом году мы можем посмотреть два фильма, связанные с нами: вторую часть «В воде не тонет и «9 секунд». Это не так много, но лучше, чем ничего. Есть ли в кино у Забайкалья какие-то перспективы?
— Ну смотрите: феномен регионального кино в том, что оно именно региональное. Его задача не выходить на федеральный уровень — это история бесполезная по всем показателям. Чтобы что? Чтобы про него узнали? Про него и так узнают! Это не вопрос денег, а вопрос задачи. Мне кажется, что региональное кино должно развиваться в рамках региона и соседствующих территорий. С этой позиции у Забайкальского края прекрасные соседи: Якутия, Бурятия, Красноярский край, которые задают определенную планку.
У забайкальского кино сейчас достойнейшие перспективы. Я могу честно сказать, что здесь сейчас есть очень крутые возможности, потому что уже накоплена определенная база творческих ресурсов, в том числе благодаря фестивалю. Есть уже какой-то творческий состав: режиссеры, операторы, среднее техническое звено. Мы можем говорить о том, что забайкальское кино начинает развивать полноценную жанровую систему исходя из того, что хотят видеть местные зрители.
Соответственно, если говорить про какое-то развитие в рамках Дальневосточного федерального округа, то Забайкалье должно стать таким хабом, объединяющим возможности всего региона. Ведь даже с точки зрения локационной вариативности если посмотреть — такого разнообразия природных географических ландшафтов нигде больше нет. Надо организовать полноценную кинокомиссию на территории Забайкальского края, это очень поможет в развитии здесь индустрии.
— А вы можете привести примеры тех фильмов и их создателей, которые в регионе сейчас есть, и при этом не входят в программу кинофестиваля?
— Я не хочу называть конкретные имена, потому что могу забыть кого-то. Но если речь о перспективах, то вот смотрите. Сценарист Сергей Лагодин, который уехал из Забайкалья, чтобы получить образование в Москве, остался в Москве. Но картину по своему сценарию, которая сейчас находится в запуске, он не просто посвятил Забайкалью — он планирует ее снимать в Забайкальском крае, и сам сюжет целиком построен на реалиях Забайкалья. Вот это, как мне кажется, самое главное — когда в основе проекта лежит именно Забайкалье и жизнь здесь. А кто будет снимать это кино, местные кадры или приезжие, уже вторично. При этом, повторяю, количество специалистов здесь растет: у нас есть минимум с десяток людей, которые способны снимать кино, а будет больше. Поверьте, во многих регионах и этого нет.
— Давайте вернемся к главной теме фестиваля — отношения в семье. В российском кино до недавнего времени не было даже киносказок, детское кино практически не развивалось. Что с этим сейчас и есть ли в программе картины, на которые вы лично очень советуете зрителям прийти с детьми?
— Да, действительно, по поводу развития семейного кино есть поручение президента, соответственно, Министерство культуры всячески стимулирует производство этих фильмов, инициирует очень многие проекты, связанные с детской семейной темой. Очень важным аспектом подъема производственных возможностей стало возрождение киностудии им. Горького. Это единственная в Советском Союзе и в Российской Федерации киностудия, которая специализируется на производстве детско-юношеских фильмов. С 2019 года, когда там снова начали снимать кино, появилось уже достаточно много полнометражных, игровых, научно-популярных картин, которые интересны семейной аудитории. В этом году мы с Горького привезли целую программу, которую назвали «Семейная киностудия страны». Это высококлассное зрительское кино, целиком разговаривающее на языке именно детей и их родителей, так что я туда приглашаю семьями. Будет интересно.
— В программе года довольно много документального кино. Это часть тренда на интерес к доку в России?
— Я преподаю во ВГИКе, учу режиссеров-документалистов. И я абсолютно искренне считаю, что нынешнее документальное кино гораздо дает человеку больше возможностей для рефлексии и сопереживания, чем кино игровое. Поэтому я всегда интегрировала док в программу. В этом году его не то чтобы больше по времени, но да, больше по количеству. Мы сделали отдельную программу-коллаборацию с очень интересным и актуальным фестивалем «Время героев», потому что современный российский документальный фильм — он максимально публицистичен, но при этом не перестает быть искусством. Док говорит со зрителем актуальным и современным языком на все вопросы повестки дня: космос, рождение героя, новые профессии. Я уверена, что это понравится, потому что в моей практике самые крутые и интересные обсуждения происходили именно после показов документалок.
— Фестиваль открывает фильм «Вера» (12+) — вариация «Вам и не снилось». Такие вещи часто вызывают споры: мол, вот раньше было лучше, а теперь только портят классику. Не боитесь такой зрительской реакции? Чем это кино вам самой нравится как зрителю?
— Это не вариация, а приквел, то есть события, которые были перед «Вам и не снилось». «Вера» рассказывает про мать Ромки, главное в этом кино — взаимоотношения матери с взрослеющим ребенком. Именно поэтому мне показалось важным и нужным поставить это кино на открытие. «Вера» очень сильная и честная драматическая история изменяющихся отношений в семье. Она о том, что нельзя жить в иллюзиях, внутри каких-то закосневших границ. Надо меняться и слышать себя и детей.
Мне кажется, это действительно одна из важнейших тем для семейного кино — умение слышать и быть услышанным. Фильм «Вера» — он абсолютно пронзительный с этой точки зрения. Ну и я лично воспринимаю это кино как некую метафору моих взаимоотношений с фестивалем. Ребенок вырос, ему уже десять лет. Теперь надо находить какие-то новые решения, новые возможности.
— У «Ночи короткого метра», которую все мы так любим, сменился куратор. Кто встал на место Руслана Абашина и повлияет ли эта смена как-то на концепцию программы?
— Да, я решила, что обновление полезно для фестиваля, поэтому куратором стала замечательная молодая киновед, программный директор международного фестиваля ВГИК и помощник программного директора фестиваля «Золотой ворон» Василина Свиридова. Она невероятной насмотренности и знаний человек, специалист по короткому метру. И действительно, в этом году у нас есть новшество в программе, а именно: мы планируем показы в районах края. Нас давно об этом просили — мол, почему в Чите можно организовать такое замечательное событие, а у нас нет? Вторая новация — добавится еще один приз. Он будет вручаться за лучший короткометражный фильм на детско-семейную тему. В целом же подборка очень интересная, и я уверена, что «Ночь короткого метра» в этом году будет и актуальной, и зрительской, и зрелищной. Как и всегда.
— А что еще можно будет посмотреть в районах?
— Я всегда собираю программу так, чтобы каждая площадка получила хотя бы один конкурсный фильм плюс внеконкурсные картины для любой целевой аудитории. Это довольно сложная задача, конечно, потому что дополнительные сеансы — дополнительные расходы на лицензирование, особенно зарубежных картин. Но проблемы здесь нет никакой, и я очень рада, что мы можем в этом году расширить показы в районах за счет «Ночи короткого метра».
— Программа «Новый взгляд» — одна из самых интересных в нашем фестивале, в том числе за счет того, что судят ее молодые люди из Забайкалья. С чем им предстоит работать в этом году?
— Эта программа посвящена подросткам и молодым людям, сейчас в ней пять картин, жанр которых можно описать как драму взросления на фоне семейных отношений. В жюри конкурса мы каждый год выбираем очень самостоятельных с точки зрения суждения ребят, в этом году их трое. Я с нетерпением жду того момента, когда они начнут работать, потому что их решение всегда удивительно и не всегда совпадает с решением зрителей, которые тоже голосуют. И мне очень интересно наблюдать за тем, как идет процесс выбора, к чему лежит сердце наших юных участников.
— Раньше в программе фестиваля был питчинг сценариев. Почему его отменили и ждать ли возвращения?
— Конкурс сценариев у нас остается, он никуда не девался. Был питчинг проектов — и вот эту историю, да, пришлось отменить, потому что реализация проекта-победителя просто не представлялась возможной. Для этого надо ждать, пока подрастут творческие кадры, с которыми мы работаем, — вот в этом году организуем, например, специальную образовательную программу. Что касается конкурса сценариев, то им в этом году занимается один из наших победителей, забайкалец Сергей Лагодин, так что всё обязательно будет.
— Вопрос о том, что очень интересует забайкальцев, — о расширении списка гостей фестиваля. Можно ли будет увидеть в наших краях молодых актеров, начинающих звезд, которых сейчас знает и любит молодежь по современным сериалам и кино?
— Весь вопрос в том, что приехать очень занятому актеру на весь срок фестиваля довольно сложно. Ты семь часов летишь туда, семь обратно, и между ними еще пять дней. Я могу честно сказать: на Забайкальском кинофестивале, наверное, самое большое количество артистов и режиссеров, которые приезжают и представляют проекты, играют спектакли, участвуют в гала-концерте. И молодых среди них очень много.
В принципе, мне кажется, что расширение идет каждый год.
— Последний вопрос к вам не столько как к программному директору, сколько как к зрителю. Три российских фильма, которые вы советуете посмотреть забайкальцам — на кинофестивале и вне его?
— На фестивале — конкурсная картина «Отрывки» (18+), «Схватка» (18+), «9 секунд» (12+). Что касается общего проката, то я всем советую смотреть «Мастера и Маргариту» (18+), чтобы составить свое мнение. Документальный фильм «У ветра нет хвоста» (12+) — его пока нигде нельзя увидеть, потому что премьера только намечается. Это история о маленькой девочке, которая живет в кочевье и вот-вот пойдет в первый класс. Абсолютно невероятная история, трогательная, драматическая, сделанная одновременно со страстью и аккуратностью. Посмотрите обязательно, как будет возможность. И, пожалуй, «Сто лет тому вперед» (6+).
Здесь вы можете увидеть программу кинофестиваля со всеми показами фильмов — они пройдут в «Бригантине», «России» и «Удокане» и будут стоить по 200 рублей. А вот полный список гостей в этом году, среди которых снова множество легендарных артистов. Специально привезут для зрителей сразу несколько постановок — спектаклей и творческих вечеров. По этой ссылке доступны все описания, даты и цены.
Правда ли, что француженку Жюльет Бинош признавали лучшей актрисой ЗМКФ? И какие фильмы, помимо «Дурака» Юрия Быкова, становились победителями основного конкурса?
Подписывайтесь на Telegram-канал кинофестиваля по ссылке и следите за всеми обновлениями.