Город обзор «Зарплатама нет – работама нет», «Секас осень не хватает» и другие эффектные заголовки - в обзоре краевых СМИ

«Зарплатама нет – работама нет», «Секас осень не хватает» и другие эффектные заголовки - в обзоре краевых СМИ

«Добавлю нежелание большинства мигрантов уважать традиции и обычаи принимающих народов, неуважительное отношение к женщинам (по социальному опросу – это одна из первых причин, почему забайкальцы относятся плохо к мигрантам из Северного Кавказа).

Газета «Читинское обозрение» публикует довольно неуклюжий текст, в котором автор, скрывающийся за псевдонимом Братья Карамазовы, разбирается в том, как относится Китай, а точнее господин Шэн Шилян, старший сотрудник Центра исследований международных проблем при агентстве «Синьхуа», к созданию на территории бывшего СССР нового Евразийского союза. Продираясь через множество цитат, вам предстоит решать многочисленные загадки о том, кому из действующих лиц какие слова принадлежат. Здесь будут Путин, Шэн Шилян, мадам Грицацуева и даже новый континент «Азиопа», рождённый буйным воображением Карамазовых. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Шэн Шилян писал свой текст в декабре прошлого года, Путин писал статью в китайскую газету «Жэньминь жибао» в июне, а братья Карамазовы созрели только к августу.

Читать «Читинской обозрение»

Союз «невоскрешимый»?
Китайцы сомневаются в планах Путина объединить 250 миллионов человек
Российские власти заявляют, что всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе может быть подписан к 1 января 2015 года. Китай в наших планах сильно сомневается.
Шэн Шилян, старший сотрудник Центра исследований международных проблем при агентстве «Синьхуа» в будущее Евразийского союза не верит.

В июне президент России в преддверии своего визита в КНР написал статью для китайской «Жэньминь жибао». Со страниц самой главной китайской газеты Путин сообщил, что «новым и весьма перспективным вектором работы нам видится налаживание взаимодействия по линии… Евразийского экономического сообщества, а в дальнейшем – и Евразийского экономического союза». В Китае сомневаются в том, что планы Евразийского союза реализуемы в ближайшей перспективе. Может, поэтому популярный российский автор счёл необходимым подчеркнуть актуальность Евразийского союза на страницах «Жэньминь жибао».

В октябре прошлого года Владимир Путин, работая над своим повторным избранием в президенты России, сочинил для газеты «Известия» статью «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня». В ней он выразился в том смысле, что назрела-де перспектива формирования на базе единого экономического пространства СНГ нового мирового центра – Евразийского союза, призванного стать «одним из полюсов современного мира». Этот новый глобальный игрок, по мысли Путина, должен не просто стать мостом между Европой и Азией: «Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств, - писал кремлёвский мечтатель образца начала XXI века. – И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами – такими как ЕС, США, Китай, АТЭС – обеспечивать устойчивость глобального развития».

Будущее, как оказалось, родится едва ли не завтра. Тогда же Путин наметил и сроки: «Где-то на рубеже 2015 года мы можем подойти, если будем так же действовать энергично, как до сих пор работали, можем подойти к реализации идеи создания Евразийского союза, который предполагает некоторую интеграцию… в сфере, скажем, визового режима и так далее». Как по сходному поводу отмечал тоже московский барин и тоже управляющий в казённом доме Павел Фамусов, аналогично восхвалявший московские нравы, неизменные век от века: «А может, в пятницу, а может, и в субботу. // Я должен у вдовы, у докторши, крестить. // Она не родила, но по расчёту // По моему: должна родить».

И тут весьма «кстати» Шэн Шилян, используя служебное положение старшего сотрудника Центра исследований международных проблем при агентстве «Синьхуа», опубликовал статью «Реально скоро создать Евразийский союз?!» Ага, с таким вопросительным восклицанием! Китайцы для нужд пропаганды завели в Интернете несколько русскоязычных порталов, и вместо того, чтобы, как все нормальные люди в предвыборный период «трындеть»: «прошла весна, настало лето, спасибо Путину за это», восклицают позицию китайского правительства: «Евразийский союз не может быть созван скоро». Не родит вдова ни в пятницу, ни в субботу.

Фантом евразийской экономической интеграции – создание некоего нового СССР, который может объединить 230-250 миллионов человек – был одним из основных приоритетов возвращения Владимира Путина в Кремль, есть и будет программой для российского руководства. «Образование Евразийского союза, - как понимает и профессор Шэн, - ведущая политическая цель Путина после своего вступления в должность президента». Но не станет же председатель КНР Ху Цзиньтао на переговорах с другом Владимиром говорить: «Читал я тут ваше произведение. Складно излагаете, но…» Подпишут заявление об углублении российско-китайских отношений и будут углублять.

А Шэн Шилян – человек как бы маленький, представитель научно-исследовательского центра развития при Госсовете Китая, научный сотрудник института социальных исследований Евразии Центра по изучению проблем развития и член правления Китайского центра исследований Шанхайской организации сотрудничества. Как услышит, что соседи замышляют слиться в Евразийский союз и наряду с Китаем обеспечивать устойчивость глобального развития, может и воскликнуть вопросительно. И приличия соблюдены, и не убудет ни у кого.

Идея Евразийского союза, как и всё у нас в стране, возникла не на пустом месте. «Наше Евразийское экономическое сообщество начинает движение в сторону Евразийского союза. Степень интегрированности целого ряда экономик, а именно белорусской, казахстанской и российской выше. Это – та модель, которая должна быть распространена на все государства Евразийского экономического сообщества», – заявил в декабре 2010 года Дмитрий Медведев, который тогда был формально главным рабом на галере российской государственности.

Менее чем через год означенного движения в сторону Евразийского союза и через 20 лет после трагического 1991 года в ноябре прошлого года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о евразийской экономической интеграции. Три бывшие республики СССР создали эффективные наднациональные органы власти, причём шаг к воссоединению был сделан, что символично, в Москве и, что ещё более символично, незадолго до 20-летия беловежских соглашений, закрепивших распад СССР.

Профессор Шэн считает, что «республики Советского союза с большим трудом завоевали самостоятельность, они не хотят передать сверхгосударственным органам и организациям политический или экономический суверенитет. Интеграция в районе Советского союза, скорее всего, будет без результатов».

К Евразийскому союзу, как все понимают, может присоединиться Киргизия, а после этого и Таджикистан (который к тому же не имеет общих границ с государствами нынешнего Таможенного союза). «Кыргызстан и Таджикистан как бедные малые страны могут быть заинтересованы во входе в союз, но они создают больше нагрузку, чем выгоду», – резонирует Шэн Шилян. Накормить всех пятью хлебами и двумя рыбами не получится.

Нищим русским Сибири и Дальнему Востоку сильно не понравится, что российской казне придётся не только развивать кавказские республики, но и кормить братские народы Центральной Азии, истомившиеся за годы тощей независимости без российских денег, как вдова Грицацуева без мужчины…

Да и хватит ли денег-то? Шэн Шилян в приступе политкорректности заявляет, что «для стран Центральной Азии китайская экономика более привлекательна, чем российская». Есть, мол, у киргизско-таджикской вдовы Грицацуевой женихи побогаче, а «кому и кобыла невеста». В то же время «идеальные кандидаты для России – как Украина, не имеют желания войти в союз», – режет китаец правду-матку. Бревном, можно сказать, преткновения на пути создания Евразийского экономического союза лежит братская Украина. Лежит без всякого желания вступать в Таможенный союз. Создать зону свободной торговли с Таможенным союзом украинцы вроде готовы, оставляя для себя возможность евроинтеграции с брюссельской капустой. Однако Россия требует полного членства в союзе. «Если на каком-то этапе развития Украина, взяв в руки карандаш и посчитав все на бумаге, придёт к выводу, что это целесообразно, мы будем готовы начать прямой диалог по присоединению к этому интеграционному объединению». Так говорит Путин, оставляя нас в недоумении: то ли карандашей в Украине не хватает, то ли с бумагой «напряженка», то ли столбиком складывать-вычитать не получается…

К тому же, евразийская интеграция по мнению Шэн Шиляна, не отвечает мысли россиян «нам нужны державы, а не чужие нации» – они стремятся к максимальному восстановлению географического охвата, но не готовы к изменению ситуации – русская нация занимает подавляющее большинство населения». Не поспоришь: если в рамках евразийской интеграции из союзных государств понаедут интегралы, срастутся с местным менталитетом, вытесняя русских из всех прибыльных отраслей хозяйства, то выйдет не Евразия, а полная… Азиопа.

Хотел он того или нет, но своим июньским опусом в «Жэньминь Жибао» насчёт «налаживания взаимодействия по линии… Евразийского экономического сообщества, а в дальнейшем – и Евразийского экономического союза» Путин отбрил сомнения Шэн Шиляна вчистую. Тот на своём «синьхуаском» интернет-сайте сохранил благоразумное молчание. А что тут ещё скажешь? Против лома «Жэньминь Жибао» нет у Шэн Шиляна приёма.

Сейчас много говорится, что потребность в объединении испытывают многие люди, живущие на постсоветском пространстве. Шэн Шилян тоже пишет, что «россиянам жалко распад сверхдержавы СССР, и не могут отказаться от желания «восстановления союза». Память о СССР стала у нас своего рода гражданской религией. Именно за обещание вернуть назад украденную Родину, чтобы 25 миллионов русских, оказавшихся в результате распада СССР за границей, вновь евразийскими экономическими нитями соединились со своим братьями, чтобы русские по факту перестали быть разделённым народом, избиратели многое простили Путину, повторно избрав президентом. Оказалось, что этот вопрос волнует их намного больше, чем борьба с коррупцией, гражданские сикось-накось свободы и очевидная усталость от несменяемой власти.

Этой весной Владимир Путин получил их голоса под серьёзный вексель – Евразийский союз в 2015 году.Теперь осталось только подождать 2015-го, ну, от силы 2016 года, когда будет образован Евразийский «Союз нерушимый»… Пусть уважаемый Шэн Шилян вежливо «сомневается», что вексель будет своевременно оплачен. Его умозрительные конструкции больше напоминают перепетые Рабиновичем песни «Битлз». А мы живём в обществе, управляемом российским телевизором, а не китайскими интернет-сайтами.

И потом, как недавно посчастливилось прочитать у другого автора, не Путина, но тоже сторонника евразийской интеграции: «в конце концов, исторические лузеры, моральные уроды и пораженцы есть среди любой нации, в том числе и среди нашей». Этому автору, кстати, по душе безыллюзорный термин Гумилёва «евразийский суперэтнос», в который входят великороссы и другие народы общей культуры и судьбы великого евразийского пространства.

А от судьбы не уйдёшь.

Братья Карамазовы, Читинское обозрение, №33

Многие смеются над страстью воспитателей детских садов к конкурсам поделок из природного материала. Не каждый готов пойти в лес, насобирать там кривых веток и шишек с тем, чтобы принести всё это домой и потом долго изнывать в муках творчества, пытаясь усадить непослушную корягу в коробку из-под конфет. Но это всё подход дилетантов. Герой статьи Ольги Чеузовой Александр Калинкин развил в себе дар к созданию скульптур из дерева до очень серьёзного уровня. В руках бывшего сотрудника МВД коряги и обломки веток превращаются в литературных персонажей и героев кинолент. Но, как это часто бывает в жизни, есть и проблема. Творчество Калинкина совершенно не востребовано и нигде не выставляется.

Читать «Читинской обозрение»

Проект «ЧО». Люди родного города
«Фунтики» Калинкина



Мимо добротной продавщицы цветов проплыл вечно странствующий путник. По другой стороне дороги пробежала, кружась в зажигательной румбе, молодая парочка. Из-за угла выглянул Нос (Гоголевский – видно сразу), а Чарли Чаплин, размахивая тросточкой, купил у продавщицы фиалку и воткнул в петлицу пиджака... Все эти персонажи живут в стране народного творчества, а «король» у них – Александр Николаевич Калинкин. «Подданных» у него уже около трёхсот. Он называет их ласково «фунтиками». Это, очевидно, народность такая.


После службы в МВД, откуда и ушёл на пенсию, Александр открыл эту маленькую страну молчаливых, но так о многом говорящих фигурок. Корешки, веточки, коряги – для кого-то и на растопку не годятся. Но вот вам – мужчина, застывший в пируэте. Изначально был одинок, но автор вдруг отыскал ему подругу. Да какую! Девушка с откинутой головой, застывшая в танце. Вот и встретились. Судьба...

Мастер не спит ночами: а как же птицу Марабу усадить на веточке, чтоб было красиво? Ждёт утра, мчится в мастерскую. А там запах лака, на верстаке инструмент – значит, новая фигурка готова. Александр ей наждачкой спинку почешет, шкуркой подшлифует, напильничком подточит и... гляньте-ка: старуха Шапокляк или мадам Брошкина!

Но всё же главный творец «фунтиков» – природа. Подкидывает заковыристые сюжеты. Автор с коряжками разговаривает: «Кто же ты? Быть может, сороконожка? А ты, наверно, барыня?» Порой, если нужно, доводит до ума. «Долго у меня лежал сук от тополя. Гляну – не вижу ничего. Потом нос подклеил, серьги в уши вставил, лаком чёрным покрыл: получилась негритянка из племени Банго. Да симпатичная такая, экзотическая».

Одинаковых фигурок в коллекции нет. Все с характером, все с душой. «Сколько эта стоит?» – спрашивают Александра. «Да нисколько. Если продам, что же выставлять буду. Ведь смотрят люди, ребятишки хохочут. Если человек 4–5 раз подойдёт, посмотрит – значит, зацепил душу».

Лесная скульптура заняла прочную позицию в жизни автора. Пробует он себя и в миниатюрах: 15 уже есть, и все – на стихи Есенина.

Мастер он и иконы чеканить. Жалеет только, что не востребован – нет возможности «выстрелить» наверх. Там бездушный гламур в чести...

Внучата на подхвате. Анютка помогает деду: то кисточку передаст, то фигурку покрасит. А с готовыми возится, лопочет чего-то себе под нос. У внука Никиты тоже подмечена тяга к творчеству – самостоятельно миниатюру сделал. У дедушки душа поёт: «Растёт смена!»

«...Если ты поэт и хочешь быть могучим,


Хочешь быть бессмертным в памяти людей,


Порази их в сердце вымыслом певучим...» – эти стихи Бальмонта Александр заложил в каждого «фунтика», и нет, пожалуй, высшей награды для автора, чем широко открытые глаза зрителя, его возбуждение от того, что он тоже прикоснулся к загадке обычной коряги.

«Есть у меня миниатюра. «Ожидание» называется. Заборчик, дерево, человечек... На одной выставке старушка подходила к ней несколько раз. Обойдёт зал и опять к ней. Потом ко мне подошла: «Такой ветер на улице. Холодно. А она ждёт стоит...» Я был поражён. В миниатюре, действительно, дерево было как бы пригнуто к земле, словно под порывами пронизывающего ветра. А одинокая фигурка, наверно, напомнила старушке о чём-то своём. Может, вот так же всю жизнь ждала кого-то»...

А пока всё это чудо пылится в коробках. Приоткрыть ларец Александра Калинкина охочих нет – то же министерство культуры самородка словно не замечает: постоянная выставка для него остаётся чем-то из разряда фантастики. До высокой культуры – с расписными кокошниками – «фунтики», надо понимать, ещё не доросли...

Братья Карамазовы, Читинское обозрение, №33

Заведующий Лабораторией социологических исследований Алексей Янков отвечает на вопросы газеты «Аргументы и факты» о существующих шероховатостях в межэтнических отношениях на территории Забайкальского края. В общих чертах учёный констатирует наличие некоторой напряженности и безалаберное игнорирование этой проблемы властями, которое может в итоге всем жителям края может встать боком: «Добавлю нежелание большинства мигрантов уважать традиции и обычаи принимающих народов, неуважительное отношение к женщинам (по социальному опросу – это одна из первых причин, почему забайкальцы относятся плохо к мигрантам из Северного Кавказа). Также негативно влияет укрупнение регионов. Я всегда выступал против идеи ликвидации национальных автономий путем укрупнения регионов».

Читать «Аргументы и факты»

Скрытая напряжённость
Алексей Янков: о конфликте в Харагуне и бездействии чиновников
Недавно в одной из воинских частей Забайкальского края вспыхнула ссора между русским солдатом и бойцом, призванным из республики Дагестан.
О причинах и следствиях рассуждает Алексей Янков, заведующий Лабораторией социологических исследований.
Не сюрприз!

– Межэтнические отношения в нашем крае находятся в рамках тех тенденций, которые существуют в России. При этом существуют точки роста напряженности, и, если их не контролировать и ими не управлять, могут перерасти в открытый конфликт.

– Как вы думаете, власть знает об этом?

– Думаю, да. Всё-таки сводки УВД, статистические отчёты, социологические исследования – всё это ложится им на стол. Недавно, например, по заказу администрации края мы провели соцопрос по проблеме межэтнических и межрелигиозных отношений. Вот тогда-то и выяснилось, что, несмотря на спокойную межрелигиозную обстановку, существует латентная (скрытая) напряженность в межэтнических отношениях. И это касается не только взаимоотношений между военнослужащими, как это произошло недавно в Степи.

– Для вас результаты опроса стали неожиданными? Нас ведь уверяют, что народы, проживающие на территории края, «мирно соседствуют друг с другом».

Или результат опроса был вполне предсказуемым?

– В определённой мере полученные данные были неожиданными. Практический вывод один: надо наконец-то открыть глаза на реальный конфликт и начать его регулировать, а не прятать голову в песок. В противном случае нас ждет сценарий, прописанный госдепом США.

Китайцы нам не угроза

– Помните разборки между местным населением и азербайджанцами в Харагуне в 2006 году? Произошёл чисто национальный конфликт. Достаточно серьёзный. Однако до сих пор никаких решений кроме арестов не принимается. Никакой межэтнической политики в регионе не проводится, хотя на территории края проживает более ста национальностей. Да что говорить про Забайкалье! В России не уделяется внимания межэтническим отношениям. Я думаю, даже бунт на Манежной площади 2010-го года не нашёл должного отклика ни в умах, ни в сердцах чиновников.

– Почему?

– Свойственная власти инертность не оправдывает её бездействие. Я полагаю, что региональная власть не регулирует эти отношения, потому что нет отмашки из Москвы.

– Что, на ваш взгляд, способствует неспокойным межэтническим отношениям в крае?

– У нас проявляют себя общие по России тенденции, но реагирование на них, вернее отсутствие реагирования, и есть главный фактор неспокойных межэтнических отношений. И потом, не все вопросы урегулированы с диаспорами народов Северного Кавказа. Стоит отметить, что большая часть людей, прибывших в Забайкалье, находится вне диаспор или входит в них номинально.

Добавлю нежелание большинства мигрантов уважать традиции и обычаи принимающих народов, неуважительное отношение к женщинам (по социальному опросу – это одна из первых причин, почему забайкальцы относятся плохо к мигрантам из Северного Кавказа).

Также негативно влияет укрупнение регионов. Я всегда выступал против идеи ликвидации национальных автономий путем укрупнения регионов. И, в частности, выступал и выступаю против ликвидации автономии Агинского округа.

– Согласна. Агинские буряты – уникальная этническая группа со своими традициями, верованиями. И она заслуживает автономии в рамках федерации народов России.

– Еще одной из причин роста неспокойных межэтнических отношений является распространяющаяся в среде российского народа синофобия. Большинство уверено, что китайцы жаждут завоевать Дальний Восток и Восточную Сибирь. Причем эта уверенность активно поддерживается СМИ (особенно центральными). Я сейчас не буду приводить доводы в аргументы, почему Китаю невыгодно обладать северными территориями, скажу лишь, что страх перед китайской угрозой на руку некоторым политическим силам в России.

Молодёжь менее толерантна

– Социологи проводят исследования. А рекомендации в заключении даёте?

– Конечно, социология – наука практическая. Вот допустим, я постоянно провожу исследования по оценке качества услуг, предоставляемых краевым краеведческим музеем. Раз в полгода мы проводим анкетный опрос посетителей на выходе из музея. И в результате музею удается так выстроить свою информационную политику, которая способствует привлечению большего количества посетителей, содействует улучшению информационного содержания экспозиций. В любом случае, прикладная социология – это очень мощный инструмент обратной связи с народом.

– Часто заказы делаются органами власти?

– Мало. Между тем, чтобы выявить результативность того или иного органа власти, нужно знать мнение населения о его работе. Кроме того, муниципальным и государственным органам очень важно знать, какие существуют тенденции в обществе. Как они это узнают, не знаю, может быть, наугад. Может быть, органы власти останавливает то, что необходимо за эту работу платить. Допустим, по городу Чите стоимость социсследования минимум 50 тысяч рублей, по краю 200 тысяч. Причем для проведения исследования привлекается достаточно много людей, которым нужно платить.

– Вернёмся к началу разговора. Что, на ваш взгляд, могло бы снизить межэтническую напряжённость в Забайкальском крае?

– Конечно, нужно начинать с образования. Необходим отдельный курс по этнической истории в регионе. Молодежь нужно воспитывать в духе уважения (не люблю термин толерантность) к другим народностям. По нашим исследованиям, молодёжь более негативно настроена к другим этническим группам по сравнению с людьми зрелого возраста.

Нужна на уровне страны и края программа по регулированию межэтнических отношений. Хорошо бы в России создать Министерство по делам национальностей, как было относительно недавно. На уровне края тоже нужно создавать отдел. Сейчас фактически всеми делами, касающимися этнических отношений, ведает один человек – Михаил Кутузов, который курирует Ассамблею народов Забайкалья.

Межэтнические отношения – это процесс достаточно тонкий и уязвимый от внешних воздействий, поэтому для его регулирования необходима активность всего общества, лидеров общественного мнения, СМИ.

ДосьеАлексей Янков родился в 1970 году в Чите. Окончил исторический факультет Забайкальского педагогического института. Кандидат философских наук. Заведующий Лабораторией социологических исследований Читинского института БГУЭП. Старший научный сотрудник Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. Кузнецова.
Елена Лоскутникова, Аргументы и факты, №33

Отдельного внимания заслуживают две заметки Киры Крапивкиной, опубликованные на этой неделе в газете «Эффект». Одна из них вторит рёву моторов из статьи Полины Свистун в «Советском Забайкалье». Собственно, с ревущего мотора и начинается статья «Братство беспечных ангелов» о сообществе читинских мотоциклистов. Автор материала настолько убедительно погружает нас в мото-среду, что под её пером ломаются лексические рамки: «Кстати, среди читинских мотоциклистов нет разделения на крутые и беспонтовые машины, на марки мотоциклов, как в некоторых городах. В этом сообществе, как и в любых других, где люди объединяются не по звону бабла, а по зову сердца, есть определенные правила. Понтов у человека, решившего стать крутым байкером, может быть сколько угодно. Но если у него отсутствуют элементарные человеческие качества; если он не желает прийти на помощь попавшему в беду на дороге товарищу; если его главная цель – покрасоваться гламурной техникой, то можно с уверенностью сказать: такой среди настоящих мотоциклистов не задержится».

Читать «Эффект»

Братство беспечных ангелов
Чем живут читинские байкеры
Красивая, полная адреналина и приключений жизнь. Ревущий мотор, стильная черная косуха, слегка безумный взгляд и жажда вечного движения. Примерно так представляет себе среднестатистического байкера простой обыватель.
Байкеры и байки о них

Когда смотришь голливудские боевики и красивые картинки, невольно пичкаешь себя стереотипами о байкерах. Но стоит тесно пообщаться с настоящими, некиношными владельцами железных коней о двух колесах, мифы в твоей голове начинают развеиваться. И даже некоторые привычные названия теряют прежний смысл. Читинские рыцари дорог, с которыми нам удалось побеседовать, настойчиво открещиваются от общепринятого слова «байкер». Bike – это, вообще-то, велосипед говорят они. Мы на велосипедах не ездим. Мы – мотоциклисты. Так будет точнее. (И вообще, байкеры – это те, кто байки травят).

Алина Мазуренко и Михаил Петухов – яркие представители байкерского сообщества в Чите. Они же одни из учредителей забайкальской краевой общественной организации «Восточный ветер». Алина еще и председатель правления мотоклуба. Милая такая девушка, вполне себе симпатичная, с красивым звонким смехом. Но характер прямо-таки чувствуется – жесткий. Даже в детстве общалась в основном с мальчишками – с девчонками было смертельно скучно. Как водится, практически все друзья увлекались мотоциклами. Ездили кто на чем: «Восходах», «ИЖах», «Юпитерах». Алина впервые села на мотоцикл в 12 лет. Это был «ИЖ-Планета-3» – тяжеленный, по словам девушки. Падала пару раз (как без этого!). Потом были разные машины. Сейчас Алина ездит на «Хонде-VFR400R». На вопрос есть ли предел мечтаний, отвечает: «Для меня главное в мотоцикле – практичность. Чтобы нормально путешествовать по нашим дорогам. Какой-нибудь супермегахарлей за 2 миллиона – это не для меня. А вот КГМ или BMW – в самый раз».

Михаил впервые сел на «Яву» в 14 лет. «Ява», кстати, считалась в свое время довольно крутой машиной. Отъездил на ней 5 лет. А потом пошли «Хонды», «Ямахи», «Сузуки». Сейчас в арсенале у молодого человека четыре мотоцикла, все японские. Конечно же, будут и другие. Михаил – механик и толк в технике знает, как никто другой.

Естественный отбор

Мотоклуб «Восточный ветер» появился в Чите чуть больше года назад. Есть клубы и в районах Забайкалья, например, в Могоче. Поначалу, в конце 90-х, сообщество людей на мотоциклах насчитывало не более 10–15 человек. Сейчас в Чите байкеров (простите,

мотоциклистов) в общей сложности около 200. Это вне клуба. Среди них есть и те, кто близко знаком, а есть и одиночки. Возраст – от 16 и старше. Если раньше ездили в основном на отечественной технике, теперь берут все больше японскую. Кстати, среди читинских мотоциклистов нет разделения на крутые и беспонтовые машины, на марки мотоциклов, как в некоторых городах. Зато есть нечто другое: поддержка, взаимопомощь, уважение. Люди, которые хотят стать членами клуба, проходят своеобразный испытательный срок. Спустя время кто-то отсеивается, а кто-то остается. В этом сообществе, как и в любых других, где люди объединяются не по звону бабла, а по зову сердца, есть определенные правила. Так называемый неписаный моральный кодекс.

Чтобы стать настоящим мотоциклистом, необязательно иметь супермегахарлей (по выражению Алины) и обтянуться дорогой кожей. Понтов у человека, решившего стать крутым байкером, может быть сколько угодно. Но если у него отсутствуют элементарные человеческие качества; если он не желает прийти на помощь попавшему в беду на дороге товарищу; если его главная цель – покрасоваться гламурной техникой, то можно с уверенностью сказать: такой среди настоящих мотоциклистов не задержится. Если же человек готов примчаться, когда у кого-то лопнул аккумулятор или случилась другая неприятность, – переход из новичков в полноправные мотоциклисты ему гарантирован.

Зимний мототоксикоз

Кто и как становится байкером? Среди них люди самых разных профессий. Если Михаил имеет к технике самое непосредственное отношение и работает механиком, то Алина по образованию закройщик, натура творческая: «Люблю делать что-нибудь руками». Сама себя называет свободным художником. Но чем бы ни занимались мотоциклисты в повседневной жизни, чем бы ни зарабатывали на хлеб насущный, их объединяет одно: страсть к движению и свободе. Интересный момент: каждый год к сообществу присоединяются девушки. Разумеется, самые красивые и смелые. (Куда там до них «Девушке с татуировкой дракона» с ее «Хондой» или Тринити на Ducati в «Матрице»!).

Сезон у забайкальских мотоциклистов начинается, когда корочка льда уходит и более-менее устанавливается сцепление с асфальтом. Учитывая капризы нашей непредсказуемой погоды, сезон может начаться и в марте, и в мае. Зимой народ мучается от мототоксикоза. «На стены лезем, – говорят ребята. – А если еще какой-нибудь гад на машине поставит прямоток и проедет мимо!...» Ну а весной измаявшиеся байкеры выходят в свет – и так до осени. Как говорится, до белых мух. Но не стоит думать, что мотоциклисты только тем и занимаются, что от марта до ноября летают по незамысловатым читинским дорогам и красуются на своей заветной «тёрке» (напротив магазина «Ткани» по ул. Ленина). Они, между прочим, проводят различные полезные акции, например, устраивают праздники для детдомовских ребятишек. Участвуют в параде в День города – их появление в праздничной колонне всегда самое эффектное. В июле этого года читинские байкеры вместе с местными рок-группами ездили на байк-фестиваль «Байкальский берег». Байкер-фест объединил мотоциклистов практически со всей России, и даже заезжие иностранцы смогли подивиться, как умеет веселиться наш народ.

Музыка мотора

Самый распространенный миф о байкерах – это якобы разнузданное и безответственное поведение на дороге. На самом деле более осторожных водителей, чем люди на мотоциклах, найти практически невозможно. И хотя их называют «беспечными ангелами», беспечность – это не их качество. Скорее, наоборот – сосредоточенность и осторожность.

– У любого здравомыслящего мотоциклиста установка военного летчика: все хотят тебя сбить. Если придерживаться этого правила, будешь ездить долго и счастливо, – говорит Михаил. – Мотоциклист на дороге следит буквально за всем и видит абсолютно все: там собачка, там дедушка, там алкоголик от фонаря отваливается, там трещина в асфальте или яма, там машина едет слишком быстро... Короче, все факторы учитываешь.

– Если мы будем наплевательски относиться к поведению на дороге и к собственной жизни, нас просто не станет, – подхватывает Алина. – Конечно, есть мотоциклисты-первогодки, которые думают, что никогда в аварию не попадут. Вот эта категория самая рисковая и самая опасная. В первый год все обычно падают, особенно люди до 25 лет. У мотоциклистов упасть – значит, пройти крещение.

Таковы они, «беспечные ангелы». Слушая традиционный для байкеров hard rock, heavy metal и прочие брутальные направления, они считают шум мотора самой прелестной музыкой на Земле. Падая не один раз на своих тяжеленных машинах, они поднимаются снова и снова. Каждый год упрямо открывают сезон, несмотря на своевольную забайкальскую погоду, и каждый год традиционно закрывают его на любимом Арахлее. Снова и снова садятся за руль мотоцикла, чтобы ощутить непередаваемый кайф перемещения в пространстве и домчаться «до небес и звезд любых».

Кира Крапивкина, Эффект, №33

Вторая заметка эпатажной Киры Крапивкиной и вовсе называется «Полный пизнес». После впечатляющего заголовка Кира опять с первых же строк хватает быка за рога и в лучших традициях забайкальской журналистики называет Китай «Поднебесной». Здесь я позволю себе небольшое отступление с тем, чтобы посетовать на повальное стремление именовать Китай именно «Поднебесной». А между тем, это примерно то же самое, что называть Грецию или Македонию «Ойкуменой». Разница только в том, что «Ойкумена» – слово довольно редкое, а «Поднебесная» – это замшелый штамп. Но вернемся к «пизнесу». В своей статье госпожа Крапивкина описывает непростой уклад жизни среднеазиатских гастарбайтеров в Забайкалье. Исследование делится на три части с многообещающими названиями: I – «Зарплатама нет – работама нет», II – «Секас осень не хватает», III – «Ванна кафель клал...».

Читать ещё «Эффект»

Полный пизнес
Как равшанам и джамшутам в Забайкалье работается
Каждое утро возле офиса УФМС, что по ул. Ленина, одна и та же картинка – толпа жизнерадостных среднеазиатских граждан, встающих на миграционный учет. Привыкшие читинцы равнодушно бегут мимо, спеша на работу. Их не пугает то, что веселые азиаты приехали сюда составить им конкуренцию.



Зарплатама нет – работама нет

Забайкалью сам Бог велел принимать наемную рабочую силу из расположенной под боком Поднебесной. Оно и принимает, причем с большим удовольствием. Однако в последнее время китайцев, мягко говоря, задвинули. Виной тому все те же улыбчивые смуглые товарищи из стран СНГ. Причина проста: китайцы стали более квалифицированными, а соответственно, и разборчивыми в зарплате. В то время как узбеки и иже с ними берутся за любую работу (часто не умея ее делать) и согласны на любые копейки. Да и к жилью менее требовательны. А это очень даже устраивает ушлого забайкальского работодателя.

За 7 месяцев 2012 года на миграционный учет по месту пребывания в Забайкалье встали более 40 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Больше половины из них (более 21 тысячи) граждане СНГ: Узбекистан (более 10 тысяч), Кыргызстан (около 1500), Украина (почти 2 тысячи), Армения (более 1300). Китайцев значительно меньше – около 19 тысяч. Из всего этого количества работать приехали более 26 тысяч человек. А что остальные? Почти 2 тысячи с деловой целью, в частном порядке более 10 тысяч и туристов около 3 тысяч. Где тут правда, а где не совсем, одному их «насяльнику» известно.

Прибывший в Россию иностранец-гастарбайтер обязан не только иметь временную регистрацию по месту жительства, но и проживать по месту регистрации. Это требование миграционного законодательства. В реале, разумеется, все по-другому. Некоторые особо пронырливые читинцы едва ли не бизнес организовали: прописывают в квартире, а то и в каком-нибудь дачном сарае по несколько десятков, порой сотен, человек (услуга стоит около 500 рублей с носа). Когда же сотрудники УФМС приезжают с проверкой по тому или иному адресу, частенько натыкаются на закрытые наглухо двери. Жильем в таких местах и не пахнет. Прописанные джамшуты в это время почивают у работодателя в бараке на «раскривушке», а то и на полу, рядом со стройкой или лесопилкой. И хотя неутомимые сотрудники миграционной службы постоянно штрафуют «добрых» читинцев за такую сомнительную сердобольность к бедным мигрантам, все повторяется из года в год. Ибо доход превышает штрафы. Шайтан-бизнес, однако.

Секас осень не хватает

Мимо улыбчивых гостей из Средней Азии на ул. Ленина пройти никак нельзя – особенно если есть журналистский шкурный интерес. Однако улыбчивость их сменяется настороженностью, когда после приветствия начинаешь задавать вопросы. Некоторые, узнав, для чего интересуюсь, машут руками и уходят. С одной маленькой компанией поговорить все же удалось. Правда, на все вопросы отвечал «капитана» – мужчина лет сорока с хитрыми глазами, приятной наружности и таким же приятным акцентом. По имени Женя (прямо-таки типичное среднеазиатское имя). Ну ладно. Женя так Женя.

«Приехали из Узбекистана, – говорит. – Разные специальности у ребят: кто каменщик, кто штукатур-маляр, кто сантехник. А у кого и нет специальности, но руки есть, могут и разнорабочими... Год поработаем – и домой (разрешение на работу выдается на срок от 3 месяцев до 1 года, затем его можно продлить. – Авт.)». – «А как, – спрашиваю, – климат переносите? Здесь ведь вам не Ташкент. Вот сколько у вас в Узбекистане зимой градусов?». – «Плюс 15 в среднем», – вмешивается в разговор паренек маленького роста. «Ну а у нас знаете сколько?». – «Знаем, минус 40 бывает. И больше. Но мы не боимся. Чего бояться? Шубу надел, шапку – хорошо». На вопрос – где живете – улыбаются: квартиру снимаем. Чем питаетесь – улыбаются: тем же, что и вы. Картошкой, овощами, мясом, крупой. Плов готовим. А как же фрукты, говорю, здесь ведь все китайское, невкусное, да и дорогое. Опять улыбаются: у своих берем, соотечественников. Особенно когда арбузы и дыни пойдут – каждый день по 5 раз едим. Про «секас» спрашивать не стала, дабы не смущать парней. И так все ясно: «третий раскривушка секас делать будем». Девушки из категории «третий сорт не брак» всегда найдутся. На главный вопрос – о среднем заработке – все тот же хитроумный Женя ответил: в среднем 20 тысяч в месяц. На арбузно-дынной родине таких денег не заработаешь. А чего, спрашиваю, в Москву не поехали? Или в Екатеринбург хотя бы? Ведь Чита так далеко... Так ведь нам все равно, куда – лишь бы работа была, отвечают...

Ванна кафель клал...

Объявления местных газет наперебой предлагают услуги строительных бригад. В некоторых так и написано: бригада узбеков. Или таджиков. Примерная цена: поклеить обои – 50 руб./кв.м. Покрасить пол – 100 руб./кв.м. Более серьезные работы оцениваются при личном осмотре. Недавно знакомый приглашал бригаду джамшутов отремонтировать гараж. Четверо рабочих управились за 3 дня, запросив за все про все 35000 рублей. Ясен пень, около 15000 рублей осталось в карманах «капитана». Остальные получили по пятерке. Но они готовы работать и за эти, и за меньшие деньги. Не будет работы – будет полный пизнес. Наш край, как известно, мирный. Чтобы разозлить и расшевелить местное население, нужно сильно постараться. В Забайкалье для гостя из Средней Азии риск нарваться на злобного скинхеда и получить монтировкой по башке, как в столице, практически равен нулю. Да и, в отличие от многих москвичей, наши люди не стремятся оскорбить и оплевать первого встречного жителя «арбузной» республики. Может, еще и поэтому джамшутов и равшанов у нас становится с каждым годом все больше и больше. Им тут спокойнее живется.

Кира Крапивкина, Эффект, №33

На середину уходящей недели выпал неприметный для многих, но очень важный для сопричастных людей праздник – День археолога. Праздник, не закреплённый за пятнадцатым днём августа документально, но свято чтимый всеми, кто хоть раз переболел «полем». Александра Калинина сумела выловить в городе чрезвычайно уважаемого археолога Михаила Константинова и задать ему несколько вопросов об одной из самых романтичных профессий в мире. Профессор только что выбрался из экспедиции и был в полной готовности вернуться в неё обратно, но мимоходом поделился некоторыми секретами: «Найдено захоронение человека, которому примерно 10 тысяч лет. Это одно из самых древних захоронений в нашем регионе. Наша находка подтвердила: в Забайкалье жили люди, похожие на американских индейцев. Поселениям более 40 тысяч лет…»

Читать «Эффект»

Искатель древностей
Михаил Константинов о Дне археолога, уникальном скелете и любви к поэзии
Лето у нас неразрывно связано с отпусками и отдыхом. У нас, но только не у археологов. Для искателей древностей тёплое время года – сезон археологических раскопок, новых исследований и открытий.
– Сейчас ведутся археологические исследования в нескольких районах края, – поясняет Михаил Константинов, известный археолог, профессор, доктор исторических наук.

С Михаилом Васильевичем мы беседуем об удивительных находках забайкальских учёных, его стихосложении и о том, что археологи Читы будут исследовать в сентябре в Монголии.

Праздник: без лишней помпезности

– С удивлением узнала, что в официальном календаре нет Дня археолога. Вас это расстраивает?

– День археолога – это праздник инициативный, который начал отмечаться с 1937 года в нашей стране и странах СНГ. Официально отмечается 9 января, но мы не приветствуем этот день.

– Может, стоит выступить с инициативой перед властями?

– Лет 15 назад Сибирское общество археологов обращалось к правительству нашей страны с инициативой узаконить праздник. До сих пор тишина. Но, поверьте мне, мало кого из археологов это расстраивает.

– И всё-таки 15 августа Вы отмечаете свой день. Как именно?

– Событийного направления праздник не имеет. Археологи в этот день работают в полях. Август – последний месяц лета. Надо успевать вести исследования.

Однако 15 числа мы обязательно вспоминаем товарищей, подводим некоторые итоги экспедиций.

– Кстати, сейчас в крае работает несколько групп. Самая крупная, наверное, в Красночикойском районе?

– Да, 37 человек там задействовано: студенты, аспиранты, учёные. Вообще, Усть-Менза – это комплекс археологических памятников. Работы там ведутся с 80-х годов. Более 30 лет изучается древнее поселение. В Усть-Мензе-6 (Груздевый Сбор) обнаружены следы деятельности поселения, которому насчитывается более 40 тысяч лет.

Краю нужны антропологи

– Что-нибудь уникальное обнаружено этим летом?

– Найдено захоронение человека, которому примерно 10 тысяч лет. Это одно из самых древних захоронений в нашем регионе. А интересно тем, что могила вырыта в виде ямы округлой формы диаметром 90 см. Человек был уложен по дуге – в соответствии с контуром круга. Тело засыпано охрой (это естественная краска). Наша находка подтвердила: в Забайкалье жили люди, похожие на американских индейцев. Поселениям более 40 тысяч лет.

– А исследование скелета будут проводить забайкальские учёные?

– Конечно, нет. Останки человека «поедут» в Москву в Лабораторию археологии имени Михаила Герасимова и попадут в руки не только российских, но и иностранных ученых. У нас ведь в Забайкалье никто не занимается археологической антропологией.

Уникальные находки обнаружены на Усть-Мензе-15 (Кедровка). Обнаружены останки человека, жившего примерно 70–80 тысяч лет назад. Интересные останки древнего жилища обнаружены возле ручья Воровской. По приблизительным подсчётам, им 30–40 тысяч лет.

– Я слышала, и на Ононе обнаружены интересные находки.

– Сергей Верещагин и Доржи Дашихалмаев раскопали там уникальное захоронение собаки, которому примерно 5–7 тысяч лет. По всей видимости, животное погребли с особыми почестями, потому что рядом с телом найдены каменные орудия.

История края стала длинней

– Как вообще выглядит Забайкальский край на карте России в плане археологических исследований и открытий?

– Достойно. Неслучайно нашими открытиями интересуются американские и японские

коллеги. Двое американских учёных защищали докторские диссертации по нашим материалам.

– За многие годы не один десяток памятников архитектуры был вами открыт. А какой из них самый-самый?

– Мне доводилось раскапывать древние поселения, мастерские и погребения, изучать наскальные рисунки, каменные изваяния и стелы. Самая ценная находка – Толбагинская скульптура головы медведя из позвонка носорога – древнейшая скульптура в мире, которой 35 тысяч лет!

Недавно наша экспедиция обнаружила древнейший памятник археологии Забайкалья, названный Караульной горой. Это рядом с рекой Чикой возле села Жиндо. Возраст памятника – минимум 120 тысяч лет. Таким образом, история пребывания человека в регионе увеличилась примерно на 40 тысяч лет. Раньше «дном» исторического «колодца» для нас была цифра в 80 тысяч лет. Так что история Забайкалья стала длинней.

...Чтоб мысль не стала дымом

– Археология – это исследование того, что уже было. Что вас привлекает в мире, которого уже нет?

– Раскопки древних памятников дают реальные ощущения тесного соприкосновения со Временем и Вечностью. Кстати, в экспедициях я начал писать вольные сочинения на свободные темы. В них – моя жизненная философия. О земле, древностях, жизни, судьбе. Издана книга «И мысль ловлю на кончике пера». Зачем? Ответить помог поэт С. Гончаренко. Точнее, это один из ответов:

... Чтоб мысль не стала


родственницей дыма,


Её перевести необходимо


На внятный диалект литой строки...


– В вышедшем весной томе «Малая энциклопедия Забайкалья: Археология» Вы приняли самое активное участие. Чем интересна энциклопедия?

– Я бы сказал – уникальна... Никогда и никто ещё в России не издавал ничего подобного. Всего в томе представлено 408 статей. Их авторами стали 110 человек – историки, археологи, геологи, этнографы, энциклопедисты. Работа над книгой велась с 2008 года. Многолетний труд представлен памятниками археологии от палеолита до этнографической современности. Издание состоит из трёх частей. Алфавитная часть представлена статьями, отражающими персоналии, памятники и комплексы памятников, археологической культуры, уникальные находки, научные конференции, есть даже теоретические статьи. Участие при создании тома принимали учёные и исследователи от Москвы до Владивостока.

– Михаил Васильевич, когда археологи края вернутся из экспедиций?

– В Красном Чикое археологическая экспедиция работает до сентября. После этого мы отправимся в Монголию, где состоится научно-практическая конференция. Нам предстоят краткосрочные поездки в монгольские степи, знакомство с памятниками архитектуры соседней страны, обмен опытом.

А в 2013 году такая конференция состоится в Чите. Хотелось бы коллег из других регионов и даже стран свозить в Красный Чикой.

Александра Калинина, Эффект, №33

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления