Общество Потерянный дизайн-код Читы. Три сезона сериала с грустным концом

Потерянный дизайн-код Читы. Три сезона сериала с грустным концом

Дизайн-код Читы от 2017 года и до наших дней. Потратили 25 миллионов рублей, а где результат?

Представляем вашему вниманию сериал под названием «Дизайн-код Читы» от 2017 года и до наших дней. Условно мы его разделили на 3 сезона. Только вот в мыльных операх в конце обычно всё хорошо, а в нашем случае – нет.

Дизайн-код — это свод правил и рекомендаций по оформлению вывесок, наружной рекламы, фасадов зданий, он строится на качественных архитектурно-планировочных решениях, соблюдении единства планировочной структуры при проектировании и создании новых зданий, обеспечении безопасности и комфорта горожан. Первым в России подобный документ для Москвы разработал дизайнер Артемий Лебедев.

Разработка дизайн-кодов городов и создание центров компетенции городской среды – это часть нацпроекта президента Владимира Путина «Жильё и городская среда». Согласно рекомендациям Минстроя, этим центрам предстоит стать местными архитектурно-дизайнерскими студиями-школами, которые должны помогать властям делать проекты благоустройства городов.

Начало. 2017—2019 годы

Общественник Максим Резвых в 2017 году разработал первый дизайн-код Читы, целью было улучшение городской среды и борьба с рекламой, мусором и разнокалиберными вывесками.

«Толчком к созданию кода послужила случившаяся этой зимой (в 2017 году – ред.) дискуссия в читинском сегменте Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), участники которой высказали много претензий к рекламе, обезобразившей город. Я предложил сделать дизайн-код Читы. Это довольно трудозатратная работа. Рассчитывал закончить его к маю, но ушло почти 9 месяцев. Мотив простой: я житель Читы, и мне до чёртиков надоело мириться с тем, что мы теряем наши улицы в рекламе, в парковках, в гигантских нечеловеческого масштаба домах и в мусоре», — сказал тогда Резвых.

Про всё это почти на два года забыли. Затем в июне 2019 года предприниматель Егор Пономаренко в интервью «МК В Чите» заявил, что его «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» вместе с Максимом Резвых с помощью этого дизайн-кода намерен решить проблему с обилием рекламы на улицах Бутина и Ленина.

В июле 2019 года тогда ещё исполняющий обязанности, а ныне руководитель администрации Читы Александр Сапожников потребовал убрать «страшные и грязные» ларьки с улиц Читы.

Экшен. 2020 год

В январе 2020 года владельцы сетей уличных киосков и павильонов в Чите договорились разработать дизайн-код, который станет стандартом для всех подобных торговых объектов, включая цветовые, архитектурные решения и иллюминацию. И даже были готовы скинуться деньгами на это благое дело, а в марте стало известно, что Фонд развития Забайкальского края, аккумулирующий в себе пожертвования региону от крупного бизнеса, ещё в 2019 году заплатил компании «Региональный центр компетенции» 25 миллионов рублей за дизайн-код и эскиз благоустройства улиц Ленина и Бутина.

Фонд развития Забайкальского края — это учреждённая региональным правительством некоммерческая организация, которая аккумулирует в себе пожертвования региону от крупных компаний, в том числе от «Норникеля» и «Удоканской меди». С 2017 года в него поступило более 1 миллиарда пожертвований, при этом отчётов по конкретным расходам фонд не публикует. Согласно сервису «Контур.Фокус», чистая прибыль фонда за 2020 год составила 3 миллиона рублей.

Согласно сервису «Контур. Фокус» на начало марта 2020 года, «Региональный центр компетенции по развитию городской среды» — это сменившая название, адрес и учредителей бывшая управляющая компания (УК) «Легион». С октября 2018 года по июнь 2019-го в число её соучредителей с долями по 50% входили Егор Пономаренко и неназванное ООО, затем эти 50% до 2 июня 2020 года принадлежали малоизвестному Александру Лебедеву. С того момента и по сей день компанией полностью владеет и управляет Егор Пономаренко.

Находится фирма на улице 9-го Января, 24, где располагаются другие компании Пономаренко — «Регион-Строй», «Регион Фитнес» (находится на стадии ликвидации) и ООО «Регион маркет». Чистая прибыль ООО «Архитектурное бюро» за 2020 год – 239 тысяч рублей.

Предприниматель Егор Пономаренко

Компании Егора Пономаренко активно сотрудничали с Фондом развития Забайкальского края и властями Читы в части благоустройства городских территорий. За деньги города они реконструировали площадь Ленина, за деньги фонда — площадь Декабристов. Если для получения муниципальных подрядов его фирме приходилось участвовать в аукционах, то у фонда нет необходимости в этом — подряды отдавались без конкурсных процедур.

В марте 2020 года на «Чита.Ру» вышло расследование Андрея Затирко, где довольно подробно и по порядку рассказано о ситуации с дизайн-кодом на тот момент.

В мае того же года стало известно, что городская администрация Читы на своём сайте в разделе «Объявления» опубликовала дизайн-коды вывесок и рекламы, а также нестационарных торговых помещений, то есть правила для оформления рекламы, вывесок и ларьков на улицах города.

Как уточнил тогда корреспонденту «Чита.Ру» общественник Максим Резвых, опубликованный дизайн-код по вывескам и рекламе — это его работа 2017 года: «Со мной никто от администрации не связывался по коду. По весне 2019 года меня на общественных началах приглашал к участию в разработке проекта благоустройства улиц Ленина и Бутина Егор Пономаренко, я должен был консультировать по поводу применения дизайн-кода. Сотрудничество было недолгим, пригласили лишь на несколько встреч, поэтому судьбы проекта я не знаю».

После опубликования документа дизайн-кода Читы Артемий Лебедев (как мы помним, это автор первого в России дизайн-кода для Москвы, дизайнер и блогер) посмотрел творение Пономаренко. Если вкратце, то дизайнер увидел слизанные у него правила и схемы, раскритиковал фото, сказав, что к делу подошли люди, мало имеющие отношение к архитектурному бэкграунду, назвал дизайн-код Читы слабым, «очень поверхностным и очень непродуманным».

Автор первоначального дизайн-кода Читы Максим Резвых согласился с критикой Артемия Лебедева: «Дизайн-код сделан с тем расчётом, чтобы лечь в основу дискуссии, обсуждения с деловым сообществом, профессиональным дизайнерами и архитекторами, заинтересованными сторонами с тем, чтобы его доработать до какой-то более работоспособной версии. Он, откровенно говоря, сырой. И это, кстати, хорошо видно на примере беглого анализа Артемия Лебедева, автора пионерского дизайн-кода Москвы, с которого было, естественно, достаточно цитирования. Посмотрите, там дельные замечания».

Буквально на следующий день после этого выяснилось, что градостроительный совет Читы ещё 23 марта утвердил дизайн-код Читы по вывескам и рекламе, который в 2017 году бесплатно опубликовал Резвых, а в администрацию города в качестве разработчика его передала фирма предпринимателя Егора Пономаренко. Об этом писало ИА ZabNews со ссылкой на председателя комитета градостроительной политики Александра Зудилова.

«Дизайн-код Читы подлежит применению на всей территории Читы. Его введение вызвано необходимостью предотвращения процессов хаотичного изменения архитектурно-художественного облика города, создания эстетически оформленной визуальной городской среды, повышения её качества, а также ввиду необходимости сохранения архитектурно-художественного облика города», — говорилось в документе, подписанном Зудиловым.

Там же было указано, что на основании дизайн-кода уже подготовлены два документа, регламентирующих оформление фасадов и составление паспортов для них. Правда, Зудилов не уточнил, за какие средства и на каких условиях дизайн-код появился у него в комитете.

Редакция «Чита.Ру» ещё 22 апреля 2020 года отправила официальный запрос в правительство Забайкалья, где среди прочего были вопросы о расходовании правительственным фондом 25 миллионов рублей из пожертвований региону на покупку дизайн-кода Читы у предпринимателя Егора Пономаренко, но в ответе, который пришёл лишь 14 мая, ни одного ответа на них не было.

В середине мая того же года прокуратура начала проверку по ситуации с дизайн-кодом Читы за 25 миллионов рублей, пообещав в том числе проверить источники и законность финансирования, в случае нарушений – привлечь виновных к ответственности.

Следующей интересной новостью стало то, что Егор Пономаренко начал процесс ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Региональный центр компетенции по вопросам развития городской среды», которому Фонд развития Забайкальского края отдал 25 миллионов рублей за дизайн-код. Такая информация была размещена в сервисе для проверки контрагентов «Контур.Фокус». При этом сам Пономаренко опроверг ликвидацию, заявив, что на самом деле идёт реструктуризация для начала внедрения дизайн-кода Читы на протяжении не менее 5 лет.

Егор Пономаренко

«На данный момент происходит реструктуризация «Регионального центра компетенции по вопросам городской среды». Работа предстоит очень большая и системная, сейчас создана площадка для работы 15 специалистов. Я занимаюсь этим проектом уже несколько лет, и реализация займёт не меньше 5 лет. Рассуждения о закрытии центра необоснованны», — заявил предприниматель.

Затем администрация Читы заявила о намерении провести общественные обсуждения дизайн-кода.

«На градостроительном совете мы согласовали его как инструмент. Мы же хотим почистить город от визуального мусора, чтобы наши ларьки были приведены в порядок. У нас есть правила благоустройства, есть правила ремонта и реконструкции фасадов, сейчас мы разработали порядок по паспортам фасадов и порядок по информационным вывескам — требования определённые. К этому всему мы и хотим подвести этот инструмент, чтобы дизайн-код соответствовал тем требованиям, которые в городе уже разработаны и разрабатываются», — пояснил 18 мая 2020 года сотрудник управления архитектуры города.

Ещё он сказал, что на самом деле «Региональный центр компетенции по вопросам городской среды» передал администрации два дизайн-кода — по вывескам и нестационарным торговым объектам — и ещё ряд более подробных документов на нескольких томах. А администрация разместила на сайте дизайн-коды в качестве небольших презентаций для ознакомления перед обсуждением, остальную работу центра не стали публиковать из-за её объёмности.

Между делом всплыла странная история, что комитет градостроительной политики Читы не разрешил какому-то предпринимателю установить рекламную конструкцию на фасаде здания со ссылкой на дизайн-код города, когда тот ещё не был даже опубликован.

Затем 22 мая 2020 года в эфире передачи «Несогласованный вопрос» на «ЗабТВ» Егор Пономаренко подтвердил, что за свою работу над дизайн-кодом Читы взял 25 миллионов рублей: «Никакой бюджет не перечислял мне деньги за разработку дизайн-кода. Дизайн-код мне был заказан – это внебюджетный источник – это вклад предпринимателей Забайкальского края в развитие столицы. Хочется сказать большое спасибо предпринимателям, которые откликнулись и профинансировали этот проект».

Тогда же заявил, что его дизайн-код Читы не имеет отношения к опубликованному на сайте администрации города документу общественника Максима Резвых, и обвинил в путанице заместителя сити-менеджера – председателя комитета градостроительной политики Александра Зудилова. При этом он обвинил «Чита.Ру» в размещении «фейков» и «передёргиваниях», пригрозив ответом «в рамках закона»: «По всем этим вопросам я оформляю документы. Даже если они заплатят штраф какой-то минимальный и работу дорогих юристов и нотариусов, я думаю, в следующий раз они задумаются – стоит ли неправду распространять или не стоит».

Александру Зудилову слова Пономаренко не понравились, в ответ он заявил, что комитет намерен разработать свой дизайн-код города, так как работа компании Егора Пономаренко за 25 миллионов рублей оказалось «сырой».

«Это всего лишь набор из четырёх альбомов фотографий, скачанных из интернета. [...] Это можно назвать основой дизайн-кода. На самом деле это очень сырой документ. И он без описательной части. Просто набор фотографий, набор требований к шрифту, к буквам, но не всегда привязанный к реалиям нашего города», — заявил Зудилов, отметив, что права на него администрации так и не передали.

Чиновник ещё добавил, что после того, как комитетом будут доработаны правила благоустройства, сотрудники управления архитектуры сами разработают дизайн-код, который затем разместят на сайте администрации отдельным разделом: «Либо мы от фонда получим право использовать те материалы, что есть, и возьмём их за основу. Если этого не произойдёт, мы сами разработаем новый дизайн-код».

Намерения Пономаренко на протяжении 5 лет внедрять дизайн-код Читы, для чего якобы нанял 15 человек, Зудилов прокомментировать тогда не смог: «У нас нет никаких юридических взаимоотношений с господином Пономаренко в плане разработки дизайн-кода. Заказчиком является фонд, перед фондом он, наверное, отчитывается о своей работе. Мы, к сожалению, получили то, что получили. Получили от него, а не от фонда. Немножко поторопились с использованием, но, думаю, ничего страшного не произошло. По крайней мере, общественность ознакомилась с тем дизайн-кодом, который сейчас есть, узнала о его происхождении».

Следственный комитет проводил проверки, но в итоге отказался возбуждать дела и о плагиате, и о хищении денег, заявив, что «отсутствуют составы преступлений».

Из того же самого постановления об отказе в возбуждении дела внезапно стало известно, что владелец кафе «Аура», гендиректор Атамановского пищекомбината и глава азербайджанской диаспоры Алладин Мамедов разработал предконцепцию дизайн-кода Читы для компании Егора Пономаренко за 18,8 миллиона рублей из 25 миллионов, в целом потраченных на дизайн-код.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Мамедов дополнил виды своей деятельности архитектурой и дизайном только в июле 2019 года — за 2 месяца до заключения контракта с фирмой Пономаренко. Сам Алладин Мамедов подтвердил корреспонденту «Чита.Ру», что участвовал в разработке дизайн-кода Читы, но вспомнить стоимость работ не смог.

Третий сезон. Что в итоге

Какое-то время о дизайн-коде не было слышно, в январе 2021 года сити-менеджер Читы Александр Сапожников во время прямого эфира в соцсети Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) проигнорировал вопрос про дизайн-код города, ответив лишь на его вторую часть о правилах вывесок.

«Что с дизайн-кодом города? Есть ли решение? Как будете заставлять предпринимателей менять вывески?» — написал тогда один из зрителей эфира.

«Не могу прочитать. Что с дизай… Мы работаем с вопросом по вывескам с сообществом предпринимателей, с уполномоченным по правам предпринимателей Бессоновой Викторией. У нас есть планы, чтобы вывески соответствовали. Мы разрабатываем дизайн-код, думаю, найдём компромисс и в ближайшее время примем, чтобы вывески смотрелись однообразно и красиво», — сказал в ответ Сапожников.

Затем 18 марта 2021 года комитет ЖКХ гордумы Читы согласовал предложение градостроительного комитета о приведении вывесок города в единый вид к марту 2023 года. Как тогда сказал Александр Зудилов, главным результатом должно стать улучшение внешнего вида нашего города, и предпринимателям даётся 24 месяца на приведение своих вывесок в соответствие.

Новый дизайн-проект разработали специалисты управления архитектуры Читы. Документ установил требования к средствам наружной информации и архитектурной подсветки, а также подключению дополнительного оборудования на фасадах зданий — кондиционеров, вентиляционных и водосточных труб, роллеров, антенн, декоративных решёток и экранов, жалюзи, камер наблюдения и громкоговорителей.

Чуть позднее, 25 марта, депутаты гордумы одобрили новые правила оформления городских вывесок, а исполняющая обязанности председателя комитета градостроительной политики Марина Забелина и сити-менеджер Читы Александр Сапожников заверили депутатов, что до истечения двух лет предпринимателей не будут штрафовать за нарушения правил, а позже этого срока будут индивидуально решать проблемы каждого бизнесмена.

На следующий день после этого тогда ещё руководитель администрации губернатора региона Алексей Казаков на пресс-конференции по работе Фонда развития Забайкальского края сообщил, что разработанный за 25 миллионов рублей дизайн-код Читы передан в администрацию города и работа по нему ведётся.

«Сейчас выполняются очень многие положения, которые здесь прописаны. Мы знаем, что сейчас идёт норматирование этого документа. Некоторые положения мы уже сегодня видим. Например, улица Ленина, — там, где она пересекается с Баргузинской, — там отремонтированы дома. Мы, безусловно, заинтересованы, чтобы все идеи, которые тут зафиксированы, обязательно воплотились в жизнь», — заявил Казаков.

Он подчеркнул, что «проект продолжается, и сам город заинтересован в том, чтобы разработанный дизайн-код получил жизнь в реальности», а исполняющая обязанности руководителя Фонда развития Забайкальского края Елена Сущих принесла на пресс-конференцию четыре тома с дизайн-кодом, которые продемонстрировала журналистам, и пояснила, что это «настоящий дизайн-код». Кроме этого, она уточнила, что инициатором разработки была администрация Читы.

Казаков на пресс-конференции по работе Фонда развития Забайкальского края, 2021 год

При этом когда речь зашла о сходстве дизайн-кода Пономаренко с разработанным бесплатно проектом Максима Резвых, Алексей Казаков ответил, что, насколько ему известно, по поводу сходств и различий ведётся судебное разбирательство.

«С тем, что было в интернете, это и по объёму, и по содержанию немного разные вещи», — добавил он, говоря о переданном в администрацию Читы проекте.

В апреле пресс-служба городской администрации сообщила «Чита.Ру», что дизайн-код в ближайшее время проанализируют и начнут воплощать в жизнь.

Спустя 10 месяцев, в начале февраля 2022 года всей этой эпопее пришёл конец. Власти Читы сообщили, что не реализовывают дизайн-код, так этот документ не является нормативно-правовым актом, и что правила благоустройства Читы применяются только на основании решения городской думы от 25 марта 2021 года.

The end…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления