5 сентября в селе Жимбира Карымского района пропал трёхлетний мальчик Никита Михеев. 7-го эта информация попала в СМИ. К тому времени было известно, что ребёнка могла украсть женщина, которая накануне выпивала с родителями ребёнка.
Сведения о женщине сначала были непонятными и запутанными. Помимо её словесного портрета, прокурор района Денис Курочкин сообщал, что представлялась женщина не то Татьяной, не то Натальей Родиславовной Шнайдер.
Вероятно, именно поэтому дело об исчезновении Никиты возбудили в отношении неустановленного лица. Аноним подозревался в похищении несовершеннолетнего, за что ему по соответствующей части статьи 126 УК РФ могло грозить до 15 лет тюрьмы.
Личность похитительницы была установлена в среду: скорее всего, в деле замешана ранее судимая Татьяна Ковалёва. До этого она отбывала наказание за кражу в колонии, в селе Тыргетуй того же Карымского района. В марте условно-досрочно освободилась и с того же времени пропала из поля зрения правоохранительных органов.
Также в четверг краевое УМВД распространило информацию о том, что женщину, похожую на Ковалёву, с ребёнком видели в районе посёлка Ясная. При этом, у мальчика, по словам опрошенных полицейскими водителей, была высокая температура. В связи с этим, правоохранительные органы предполагали, что похитительница может обратиться в больницу. Произошло это или нет — неясно, но задержали Татьяну Ковалёву всё в тот же четверг в Краснокаменске, около дома, где она жила до того, как попала в колонию.
Ребёнок, хотя был и голодным, и грязным, находился в порядке. Его отдали на попечение сотрудникам комиссии по делам несовершеннолетних Краснокаменска, а потом отправили в Карымское. Ковалёва отправилась туда же на разговор со следователями, которым она рассказала, что решила забрать Никиту ради его же блага.
«Женщина утверждает, что забрала ребёнка из якобы неблагополучной семьи. В настоящее время мальчик тоже доставлен в Карымское и находится в детском отделении местной больницы. Основания предполагать, что семья Михеевых неблагополучная, а ребёнок был предоставлен самому себе, действительно, имеются», - рассказал ИА «Чита.Ру» пресс-секретарь краевого следственного управления СКР РФ Егор Марков.
Прокурор Карымского района Денис Курочкин озвучил другую версию, по которой женщина хотела использовать ребёнка, чтобы бесплатно добраться до Краснокаменска на попутках.
«Ковалёва даёт невразумительные пояснения: решила поехать домой, а он со мной. Версия о том, что у неё проснулись материнские чувства, что вызывает большие сомнения и рассматривается как способ защиты от уголовного преследования. До завершения прокурорской проверки на предмет лишения родительских прав его папы, мамы, ребёнок будет находиться в детском отделении районной больницы», - уточнил Курочкин в беседе с корреспондентом агентства.
Так или иначе, в скором времени Никиту из семьи всё-таки могут забрать. По информации краевого УМВД, полицейские, побывавшие у Михеевых, отчитываются об увиденном: дома грязно, холодно, родители пьют. Документы на лишение родительских прав уже собраны и переданы в комиссию по делам несовершеннолетних. Пока члены комиссии принимают решение, мальчик находится в больнице, а Ковалёва — на свободе, куда её отпустили после допроса. Информацию о возможном наказании или его отсутствии следователи пока не разглашают.
Охота на детей: два за день
История похищения детей, вызванного материнскими чувствами, для Забайкалья не нова.
В апреле 2008 года нечто подобное произошло в Шилкинском районе. Тогда 19-летняя Любовь Пляскина приехала в посёлок Первомайский из соседнего Балейского района. В одном из дворов девушка увидела коляску с младенцем и укатила её в сторону автотрассы. Ребёнка у Пляскиной отняли жители близлежащих домов, к которым обратилась его мать.
Вторая попытка была более удачной. В этот же день во дворе другого дома Пляскиной попалась гулявшая без присмотра пятилетняя Екатерина Макарина. Чем незнакомая тётя смогла привлечь девочку — неясно, но вскоре обе добрались в Балейский район — сначала на попутках в село Унда, а оттуда — пешком — в село Лесково.
Обоих детей, как выяснилось позже, Пляскина намеревалась оставить у себя и самостоятельно растить.
Найти ребёнка и девушку помогла женщина-водитель, которая подвозила их от Первомайского до Холбона. Спустя два дня после похищения Катя Макарина в целости и сохранности была возвращена родителям.
Во время следствия Пляскиной была назначена психиатрическая экспертиза. В целом её проведение не вызывало возражений - мало какой человек в 19-летнем возрасте не знает, что детей находят не в капусте, и не в колясках около чужих домов. В итоге девушка была признана вменяемой и осуждена на восемь лет лишения свободы. Завести ребёнка известным ей способом она сможет только через пять лет. Традиционным - возможно и раньше.