Третий созыв Заксобрания Забайкальского края должен был стать более «красным». Получившие без малого 25% голосов и 14 из 50 мандатов коммунисты словно растерялись от этого успеха и не смогли из него извлечь ровным счетом ничего.
На распределении мест в комитетах фракции КПРФ почему-то ничего не досталось, кроме места зампредседателя в комитете по государственной политике и местному самоуправлению. И с тех пор как-то не заладилось.
Историю со снятием главы крайкома и лидера фракции Юрия Гайдука с выборов губернатора как-то очень легко записали в поражение. Да, нынешнее избирательное законодательство и чересчур активная работа политтехнологов заставляет сомневаться в успехе. Тем не менее годом ранее почти четверть забайкальских избирателей тоже сказала веское слово.
Но вот итог — лидер фракции снят из-за непонятных подписей, в то же время с теми же подписями происходит еще более непонятная история. Но всё это остается без внятного ответа.
Принципиальных вопросов за этот срок в Заксобрании отбито тоже не было. Проблемы бродячих собак? Мимо. Недовольство Фондом развития Забайкалья? Опять мимо. Голосование по поправкам в Конституцию и вовсе напоминало балаган. Коммунисты призвали голосовать против, один из них даже пришел на заседание в тематической футболке, но вот партбилет у товарища Кочкунова, призывавшего к бойкоту голосования, изъяли. Причину подробно разъяснили — дескать, у нас вообще-то демократический централизм, а тут партия сказала: «Надо», а Кочкунов ответил: «Нет».
Расставания с бывшими соратниками вообще болезненная тема для забайкальского крайкома КПРФ. В последние годы она обострилась и приобрела прямо маниакальный характер. Напрашивается даже сравнение с известной фотографией, на которой рядом со Сталиным исчезали люди.
Крайком, слава Богу, не так кровожаден, но чистит ряды не менее решительно. Кочкунов — это проходная жертва. Внутренние дрязги вывели из партии сначала Константина Коростелева, затем Романа Берга. Им можно давать разные оценки, отталкиваясь от возраста и участия в политических проектах. Но это комментарий, а факт таков: партия потеряла двух деятельных, молодых и, что немаловажно, бесстрашных людей.
А потом и вовсе началось непонятное.
Вслед за Бергом из партии выгнали Николая Мерзликина — человека с огромным опытом, в том числе с опытом участия в губернаторских выборах. Таких людей в целом-то в регионе немного, а среди коммунистов и вовсе нет.
Потом начали прорежать фракцию, которая когда-то была второй по численности после единороссовской. Зародившиеся разногласия выкатились на депутатскую комиссию по этике, которая, поломав головы, решила: «Разбирайтесь, ребята, сами».
Но разбираться уже почти не с кем. То, с чем партия шла на выборы-2018, сейчас оказалось уничтожено. Новых заметных лиц нет. Наиболее привлекательного кандидата выгнали. Краткосрочный союз с товарищами либерального толка никаких плодов не дал.
Накануне выборов-2023 всё это, конечно, печально для избирателей, верящих в социалистические идеалы или что-то, на них похожее. Однопартийная система всё ближе.
Согласны с автором?