Сегодня (15 марта) - Всемирный день защиты прав потребителей.
Вопросами защиты прав потребителей в Чите занимается отдел организации торговли Администрации городского округа. По данным отдела, количество обращений горожан по вопросам защиты прав потребителей увеличилось на 40 % (799 обращений в 2003г, 1122 - 2004г), по нарушению правил торговли – 785, по оказанию услуг 337 обращений.
Анализируя начало 2005 года (январь, февраль, начало марта) поступило 207 обращений, за аналогичный период прошлого года обратилось - 116 потребителей. Причинами этого роста является наличие большого количества некачественных товаров и услуг на потребительском рынке, а также повысившийся уровень грамотности потребителей, их требовательность к качеству товаров и услуг, предлагаемых на потребительском рынке.
Реалии сегодняшнего дня однозначно показали эффективность законодательства в вопросах защиты прав потребителей и действенность работы отдела в решении данных вопросов. Подтверждением является тот факт, что из 646 поданных потребителями претензий, только 28 дошли до судебного разбирательства. То, что только 4 % от всех обращений нашли свое продолжение в суде, говорит о том, что руководители предприятий и частные предприниматели стали считаться с Законом “О защите прав потребителей”, работают над повышением качества своей продукции и престижа предприятия на потребительском рынке товаров и услуг.
Классифицируя обращения граждан можно сделать однозначный вывод о том, что продолжает оставаться высоким число обращений по вопросам торговли – 70 %. от общего числа обращений. Основное число обращений по торговле составляют замечания граждан в отношении качества промышленных товаров:
сложнобытовая техника - 259
обувь - 127
мебель – 50
текстиль – 41
автозапчасти - 36
электротовары – 25
меховые, кожаные изделия – 23
ювелирные изделия -13
На продовольственные товары поступило 35 жалоб. Следует отметить снижение численности обращений на качество товаров приобретенных на рынках города. Это говорит о проводимой работе администрациями данных предприятий по разрешению конфликтных ситуаций на местах.
Имеются жалобы на обсчет, обвес, на культуру обслуживания в объектах потребительского рынка (33) и оказание услуг общественного питания. Неоднократные жалобы были на шум от работы предприятий общественного питания и на залы игровых автоматов .
30 % всех обращений составляют вопросы бытового обслуживания населения. Наибольшее количество жалоб:
на ремонт сложнобытовой техники – 64
на услуги бытового обслуживания – 89
на изготовление и установку дверей, пластиковых окон - 67
При рассмотрении заявлений и обращений от граждан, специалистами отдела осуществляется выезд на места, создаются комиссии, в состав которых входят органы контроля (надзора). Проводятся беседы с руководителями объектов, в результате которых большинство жалоб (96 %) решается добровольно. Примером может служить изменение режима работы предприятий, расположенных в жилых домах, с круглосуточного на дневной до 23-00 часов.
В целях решения проблем на потребительском рынке и снижения количества жалоб от граждан на функционирование предприятий потребительского рынка, с руководителями этих объектов проводятся обучающие семинары и совещания совместно с Центром стандартизации и метрологии, Центром Госсанэпиднадзора, государственной торговой инспекцией, ветеринарной инспекцией. Работа проводится в тесном взаимодействии с представителями бизнеса.
Одной из действенных форм организации контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и выработке мер по предупреждению нарушений являются проверки, проводимые специалистами отдела организации торговли и защиты прав потребителей совместно с представителями органов контроля и надзора в плановом порядке и по письмам потребителей. За 2004 год было проведено 1655 проверок хозяйствующих субъектов и выявлено 90% нарушений Закона «О защите прав потребителей».