Зампред правительства Забайкальского края по вопросам ЖКХ Алексей Сергейкин, ставший главой рабочей группы по ситуации в поселке Вершино-Дарасунском, где люди более 4 месяцев протестуют против затопления золотоносных шахт «Дарасунского рудника», заявил, что власти края вынуждены разрешить конфликт местных жителей и собственника, чтобы не допустить его скатывания в бесконтрольный. Об этом он рассказал корреспонденту «Чита.Ру» 22 февраля.
Компания Highland Gold, которая владеет шахтами «Дарасунского рудника», в 2022 году решила приостановить работы на подземных участках из-за экономической нецелесообразности дальнейшей добычи. Две шахты — «Юго-Западную» и «Центральную» — планируют затопить — снять насосы и дать грунтовым водам заполнить стволы. Работников рудника сократили осенью 2022 года — всего 137 человек. Алексея Сергейкина назначили главой рабочей группы в феврале 2023 года. Конфликт начался в октябре 2022-го — с первого народного схода. Жители уже три раза пытались объявить голодовки, к ним приходили домой полицейские.
— Я чувствую профессиональную ответственность за любые поручения. В том числе за развитие истории, и перед жителями Вершино-Дарасунского, и перед губернатором Александром Михайловичем Осиповым. Кейс непростой, и для меня это своеобразный вызов. Это та ситуация, которую мы вынуждены разрешить, чтобы не допустить скатывания в пропасть неконтролируемого развития событий, — поделился зампред.
Он отметил, что пока не готов ничего обещать жителям.
— Я в целом не очень склонен чего-то беспочвенного обещать. И обещать ничего не буду, не стану и не намерен — ни сейчас, ни в дальнейшем. Единственное, что я могу гарантировать, что вся работа группы будет построена на принципах объективности, беспристрастности и нацелена на то, чтобы не допустить нарушения законных прав граждан с одной стороны, а с другой создать условия для обеспечения какой-то социальной стабильности в населенном пункте. Вопросы безопасности для граждан тоже для нас немаловажны в работе.
Алексей Сергейкин также прокомментировал предложения устраиваться на любую работу для местных жителей — он счел это хамством. Highland Gold предлагала вакансии на других своих активах всем попадавшим под увольнение сотрудникам, но согласились перевестись лишь 40 человек. Для людей, оставшихся без работы, регулярно устраивают ярмарки вакансий, но предложения не подходят части местных жителей — так, одна из женщин на встрече с Алексеем Сергейкиным рассказывала, что много лет работала стволовой, отвечая за подъемную установку в шахте, а теперь ей предлагают переучиться на парикмахера. На активах Highland Gold места с ее квалификацией не нашлось.