Общество Отмена районного коэффициента Как решается судьба районного коэффициента в Забайкалье? Репортаж с одной встречи

Как решается судьба районного коэффициента в Забайкалье? Репортаж с одной встречи

Удалось ли властям унять тревогу бюджетников?

На встречу пригласили Андрея Кефера и Инну Щеглову, а также министра Дмитрия Семенова

Власти Забайкалья спустя почти 8 лет вновь подняли вопрос об отмене региональной части районного коэффициента для работников бюджетной сферы — открыто обсуждать предложение начали в начале февраля 2023 года. Заволновавшиеся профсоюзы региона 28 февраля организовали встречу с первым заместителем председателя правительства края Андреем Кефером и зампредседателя правительства Инной Щегловой. Как прошло собрание и удалось ли чиновникам унять страхи и тревогу — в нашем репортаже.

Районный коэффициент в 20% установили в Забайкалье 26 сентября 2008 года законом № 39-ЗЗК. Сейчас власти заявляют, что коэффициент утратил функцию увеличения зарплат бюджетникам, а стал, напротив, причиной того, что в регионе одни из самых низких зарплат.

Встречу проводила председатель Федерации профсоюзов Забайкалья Зоя Прохорова. Она выступила первой и кратко обозначила, что мы имеем сейчас:

  • трудовые коллективы обеспокоены возможным снижением зарплат;

  • районный коэффициент установлен законом Забайкальского края, и отменить его может только аналогичный закон;

  • индексации окладов педагогов, медиков, работников культуры и органов социальной защиты не было в крае с 2018 года;

  • если просто так отменить районный коэффициент, не приняв закон, который повысит базовый оклад, то зарплата у работников с минимальной оплатой труда замрет на отметке 24 363 рубля.

После вводной части слово взяла Инна Щеглова. Она попросила участников встречи, которых в зале собралось немало, во время разговора не скатываться до взаимных обвинений, а СМИ — не выдергивать слова из контекста. По ее мнению, от того, как будет преподнесена эта встреча, будет зависеть то, как жители Забайкалья воспримут предложенные изменения.

Участники встречи были настроены скептически

Зампред рассказала, что камнем преткновения для бюджетников всегда была зарплата: «Именно поэтому сегодня правительство приступило к разработке самой непопулярной темы. Я хочу, чтобы вы задали себе один-единственный вопрос: что вас лично волнует в заработной плате — ее размер или ее состав?»

После этого зал загудел десятками недовольных голосов. Им было что сказать, но выкрикивать с места никто не решился.

Следом вступил Андрей Кефер. Он объяснил, что основная проблема районного коэффициента в том, что на него нельзя получить федеральные субсидии: «В адрес правительства поступило предложение переформатировать структуру оклада. Взять забайкальскую надбавку, которая, к сожалению, у нас не учитывается при расчете дотаций, потому что это наше решение. Федеральные коллеги абсолютно правильно сказали, что "коль вы это решение приняли, то сами его и обеспечивайте". <…> Надбавку в порядке обсуждения предложено впитать в оклад, чтобы она осталась в гарантированной части».

При этом первый зампред правительства признался, что если механически переместить районный коэффициент в оклад, то некоторые категории служащих, например работники культуры, могут немного потерять в зарплате. Для того чтобы этого избежать, предлагается прописать в законе пункт, по которому новая зарплата после отмены районного коэффициента не сможет быть меньше той, что получали ранее.

Затем, по словам Кефера, освободившуюся забайкальскую надбавку можно будет использовать для того, чтобы увеличить дифференциацию зарплат, — тогда более квалифицированные сотрудники будут получать больше своих менее профессиональных коллег.

Андрей Кефер чуть сманипулировал, заявив, что вообще-то можно ничего сейчас и не делать, но тогда ждать повышения зарплат не стоит: «Если мы так делаем, то делаем. Можно оставить так же, ничем не заниматься, просто выравнивать в перспективе уровень зарплат».

Затронул он и долгожданную тему индексации окладов, но точного плана на этот счет пока нет: «Меня больше всего смущает, что мы можем уйти в индексацию окладов. На мой взгляд, оклады по отрасли должны быть одинаковые, потому что если сделаем разные, то наши бухгалтера застрелятся».

Зоя Прохорова сразу же спросила, как скоро может быть принято решение и будет ли готова Федерация сразу выплачивать деньги. В этот момент зал одобрительно зашумел. Кефер заявил, что в 2023 году деньги планируют найти в региональном бюджете, а в 2024 году покрыть всё дотациями.

После этого настало время высказываний из зала. Первым прозвучало мнение о том, что подобный вопрос поднимается совсем не вовремя, так как тревожность людей и без того высока. Тут вспомнили, что подобный вопрос обсуждался уже в 2014 и 2015 годах, но ничем не закончился. Самое главное, чего ждут бюджетники, — это индексация окладов.

На это Андрей Кефер ответил, что затягивание вопроса только усугубит ситуацию: «Любой вопрос можно заволокитить до безобразия, прикрываясь разными причинами. Мне кажется, что с затягиванием этого вопроса мы больше проблем создадим».

Затем выступил министр труда и социальной защиты населения Забайкалья Дмитрий Семенов. Основной его посыл был в том, что проект закона еще только разрабатывается. Но не просто так, а после изучения опыта других регионов. Так, он рассказал, что в Приморском крае решение об отмене районного коэффициента приняли на рубеже 2019–2020 годов. Там как раз в законе указали, что новый уровень зарплат не может уменьшиться. Сейчас, по словам министра, — это тоже стало аргументом — в Приморье зарплата воспитателей составляет 47,9 тысячи рублей. В Забайкалье же — только 39,4 тысячи.

После этого Семенов и Кефер вновь сказали, что после принятия закона возможна индексация окладов, но поэтапная. Зал снова зашумел. Рядом со мной послышались голоса: «А когда?», «Постепенно? А жить-то нам сейчас надо!»

Один из участников встречи назвал реформу мертворожденной: «Я так понял, что те, кто получали МРОТ, так и будут его получать. А в чем тогда смысл этой реформы, если всё фактически останется как есть?»

Семенов еще раз повторил, что Российская Федерация не обязана помогать деньгами для выплаты районного коэффициента, а если средства понадобятся на индексацию окладов, то можно будет на что-то рассчитывать.

Одним из вопросов, который волновал слушателей, было то, как будут вноситься изменения в постановления Забайкальского края, связанные с выплатами, — поэтапно или разом? Оказалось, что разом.

Затем поднявшаяся женщина вновь заявила, что сейчас не подходящее время для отмены районного коэффициента. Зал одобрительно закипел.

Щеглова парировала: «А когда это время наступит? Какие гарантии вам нужны, кроме закона?»

Нестандартно к своему выступлению подошел художественный руководитель Забайкальского театра кукол «Тридевятое царство» Александр Мусиенко. Он прочитал сочиненный на эту тему стих:

Понятно, что вопрос сегодня не решим:
Убрать, оставить коэффициент.
Нам сообща подумать крепко нужно.
Бюджетникам так нужен хеппи-энд,
Чтобы не оправдываться нам потом натужно.
Куда ведут намерения благие, мы с вами знаем,
Это и страшит.
Не стали бы в Забайкалье мы нагие,
Решение край наш не опустошит?
Ведь уменьшение зарплат в бюджетной сфере
Спокойно можно приравнять к расстрельной мере.

Зал зааплодировал.

Зоя Прохорова предложила закончить встречу стихотворением. Однако сквозь голоса уже собирающихся уходить людей прорвался громкий недовольный возглас — женщина спрашивала, за что преподавателям подобные изменения в Год учителя: «Это нам подарок? Нам либо выровняют, либо понизят зарплату. Где обоснование? Коллективы на взводе. Я послушала, а объяснения-то нет. <...> Я довела до вас настроение в коллективах».

На это Зоя Прохорова попросила успокоиться и добавила, что изменения неизбежны: «В 2015 году такая отмена грозила, ушли от нее. Сейчас настало время. Непопулярная мера, пока никто ничего не принял. Но чем быстрее мы сделаем этот шаг, тем быстрее сможем квалифицированные кадры наращивать, а не терять».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления