Директор управляющей организации сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин заявил о появлении нелегальных каналов-агрегаторов, которые уже берут плату с водителей за поиск пассажиров для частных перевозок — он связал это с действием нового законодательства о такси. Интервью с Шушариным 28 августа опубликовало информагентство «Европейско-Азиатские новости».
В Чите также действуют чаты в мессенджерах, где водители и пассажиры напрямую могут договариваться о перевозках. Например, в одном из таких чатов в Telegram насчитывается около 2,3 тысячи участников.
— Отрасль потеряла примерно 40% водителей по стране. Да, одни ушли на СВО, другие — на заводы, где выросли зарплаты, и предоставляется бронь от мобилизации, но в большинстве таксовать не перестали. Мы видим в некоторых регионах бурный рост чатов в соцсетях и мессенджерах, где водители и пассажиры договариваются о поездках напрямую. В Telegram появились нелегальные каналы-агрегаторы, которые уже берут плату с водителей. Ежедневно через них совершаются десятки тысяч поездок. Перевозки пассажиров уходят в такую черную тень, о которой законодатели и регуляторы не задумывались. Естественно, ни о какой налоговой дисциплине, материальной ответственности за причинение вреда жизни и здоровью там речи быть не может, — рассказал Шушарин.
По его словам, позитивные тренды, заданные начавшим действовать год назад 580-м федеральным законом, на легализацию миллионов частных перевозчиков, не реализовались.
— За год работы закона из 2,5 миллиона частников, постоянно или периодически оказывающих услугу такси (это по нашим оценкам, а по данным последнего отраслевого опроса ВЦИОМ, их еще больше — 4,5 млн), разрешения на деятельность такси получила только 21 тысяча физлиц. Заметьте, это меньше 1%. Зарегистрировались самозанятыми 650 тысяч перевозчиков. То есть налоги водители платить хотят и платят их, хотят работать легально, а разрешения не получают. Потому что обязанности, вытекающие из факта получения разрешения, невыполнимы. Последние опросы общественного мнения буквально кричат об этом. Исследование института социального маркетинга «Инсомар» показало, что неприемлемыми и неисполнимыми для самозанятых водителей являются ровно те требования, о которых мы говорим уже несколько лет: завышенная стоимость страховки, ежедневные медосмотры и техосмотры, которые негде проходить, путевые листы, — объяснил Максим Шушарин.
С 1 сентября 2023 года в России вступил в силу новый закон, регулирующий рынок такси. Он легализует работу агрегаторов (в России крупнейшие из них — это «Максим» и «Яндекс.Такси») с частниками, но ужесточает требования к этим частникам и фактически обнуляет сколь угодно крупную компанию-агрегатор в случае, если она привлекает к работе хотя бы нескольких водителей, нарушающих требования законодательства. Кроме того, закон требует от водителей ежедневного медосмотра. При этом в конце августа 2023-го служба заказа такси «Максим» придумала, как обойти новый законопроект. Для этого запустили новый режим работы, при котором необходимо заключать договор об аренде автомобиля с водителем. А таксисты создали свой чат в Viber, где заказы принимаются без посредников.
Сервис заказа такси «Максим» в августе того же года провел тестирование нового закона в трех городах — в Чите, Иркутске и Владивостоке. Все три эксперимента привели к локальным катастрофам — обрушение числа допущенных к перевозке водителей при сохраняющемся спросе на поездки привело к взвинчиванию цены в 3–8 раз. Руководство компании-агрегатора утверждало, что именно так будет выглядеть рынок с 1 сентября, когда забирать заказы не смогут 9 из 10 водителей. Новый закон с Шушариным обсуждали в выпуске проекта «Редколлегия».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.