Гулять по Красноармейской сейчас самое время хотя бы потому, что уже утверждён план, по которому застройка ниже Чкалова продолжится и целиком изменит облик нынешней, пока ещё наполовину деревянной улицы. В ближайшее время здесь появятся новые многоквартирные дома, и низкие, покосившиеся избушки этой бывшей окраины города быстро забудутся.
В XIX веке Красноармейская действительно была крайней северо-западной улицей Читы. Дальше начинался лес, выселки, заимки и прочая Тьмутаракань. Красной армии тогда не было даже в проекте и улица носила гордое, хрестоматийное имя Ивановская. Поэтому, употребляя выражение «на всю Ивановскую», вы теперь спокойно можете рисовать в голове именно её. У краеведов есть версия, что своё название улица получила от расположенного под Яблоновым хребтом посёлка Ивановка.
А мы начинаем свой путь от истока Красноармейской, в районе Левочитинской улицы. Из декораций имеем: большой гаражный кооператив, косые заборы и даже какие-то брошенные токарные станки.
Перед нами лежит многострадальная улица, ставшая ярким примером наплевательства властей и жителей на её внешний вид, функциональность и содержание. Мы увидим сломанные мосты, свалки, современные торговые центры, сожжённые дома и много чего ещё. А на старте улица изобилует домами с номером 1. Есть дома 1, 1а, 1б, 1в и даже дом с номером 1б-2.
За ними неуклюжие, но, безусловно, нужные местному населению магазины. Если бы не они, ходить за продуктами пришлось бы далековато.
По левую руку пустырь, на который смотрю удивлённо. Почему здесь до сих пор ничего не построили - не ясно, но этот клочок земли не занимает ни стоянка машин, ни кафе, ни пейнтбольный клуб. Голая, пустая, закатанная в асфальт площадка в центре города.
На перекрёстке с Ленина уместно вспомнить, что примерно полвека назад улица Ленина в этом месте заканчивалась и упиралась в заборы Красноармейской. В начинавшихся здесь Кузнечных рядах главными улицами были Партизанская и Чайковского. Потом улицу Ленина решили продлить, и «Кузнечики» были прорезаны насквозь.
А вот и «Кубик-Рубик». Он же «Пентагон». Он же администрация Центрального района Читы. До постройки этого здания в 1970-е годы, улица Чайковского проходила здесь полноценно. Сейчас от неё остался один рудимент. Стройкой занимались военные, возводили здание в муках, долго, один раз даже замораживали стройку, но, как поётся в песне «А всё кончается, кончается, кончается...». Стройка закончилась, потом закончилась и эпоха, и в том месте, где сейчас офис «Мегафон», появился ресторан «Маран», куда с разных концов города и области слетались, как мухи на мёд, бандиты. Потом и это прошло. А ещё с другой стороны этого дома находился бар «У Петровича», где подавали самые вкусные хот-доги. По крайней мере, в 1990-х нам казалось именно так.
В этом месте Красноармейская проявляет свой дуализм во всей красе. С одной стороны гордо стоят на ветру Вавилонские башни нового века.
А с другой - доживают последние дни постройки столетней и более давности. В XX веке среди них был рыбокоптильный цех и всегда, семь дней в неделю здесь пахло рыбой.
А до революции здесь жили преимущественно китайцы, корейцы, цыгане и малообеспеченные русские. Здесь действительно было много кузниц, в которых подковывали лошадей и ремонтировали телеги. В этом же районе полиция часто устраивала облавы, потому что именно в лабиринтах Кузнечных рядов чаще всего скрывались беглые каторжане.
Самое красноречивое доказательство того, что всё это скоро пойдёт под снос — обожженные и почти полностью сгоревшие дома, в один из которых по пути мы заглянем. В народе давно известна примета: загорелся деревянный дом - жди бетономешалок и башенного крана. А пока, можно использовать под «Dozor» и «Encounter».
На перекрёстке с Чкалова Красноармейская прерывается первый, но не единственный раз. В прошлом веке этой прирезанной к рынку парковки не было, а вместо неё был обычный зелёный сквер с лавочками и божьими коровками. XXI век заменил всю эту лирику на машины и трубы.
За улицей Бабушкина ещё недавно тоже всё было деревянным, косым и со ставнями, пока не появился огромный дом «Перекрёсток».
И торговый центр «Караван». Его мы увидим и с парадного входа, и с чёрного.
По стороне «Перекрёстка» дальше будут дорогие малоэтажки.
И бывший когда-то единственным на всю улицу каменный дом, известный историкам, как «Дом жилой А.И. Клерикова». При Советах здесь была коммуналка, а теперь дом занимает частная охрана.
С другой же стороны стройной шеренгой выстроились 4 хрущёвских дома. Раньше в них просто жили - не тужили. А теперь живут, торгуют, стригут, вырывают и лечат зубы, реализуют недвижимость, развивают детей в стремлении к новым победам капиталистического труда.
Проходим ещё несколько высоких, новых и не очень, домов.
И в промежутке между Угданской и Подгорбунского улица начинает оправдывать своё название и пробегает сквозь военную часть. Каждый день по пешеходному переходу солдаты браво маршируют то в одну, то в другую сторону.
А вот это стадо гаражей появилась здесь недавно. Я отлично помню, что, едва ли не в прошлом году, где-то здесь стоял монумент в виде радара. Кому он помешал и куда подевался - тайна.
За улицей Подгорбунского днём ходят, бегают, смеются, играют дети и подростки. Это всё сороковая школа.
Много лет школьники гоняли в футбол на обычном городском пришкольном стадиончике. Пыль, низкие лавочки, полынь, всё как обычно. Читинцы срезали по полю дорогу, протоптав диагоналями несколько тропинок. Потом приехали машины и, разумеется, не уложившись в запланированные сроки, построили подземные гаражи с футбольным полем на крыше. Получилась одна из самых лучших пришкольных площадок в городе. Дорогу теперь здесь не срезают, но занимаются футболом, йогой, бегом и другими полезными нагрузками.
Напротив бабушки выгуливают собак и кормят голубей. Идиллия.
Чуть выше мы увидим общежитие и панельную девятиэтажку.
А напротив прохожие подвергаются цветотерапии красного забора. За ним, конечно, подпаленные и полностью разобранные деревянные двухэтажки. Скоро здесь построят новый, ничем не примечательный дом.
Красный цвет оказывает на организм столь благотворное влияние, что можно в октябре ходить в шортах, и вам за это ничего не будет, одна благодать.
Проходим мимо двора, знаменитого прогремевшим здесь в 2012 году взрывом. Молодой исследователь тогда готовил в домашних условиях особые порошки с особыми свойствами, хранил их в шкапчике, и однажды ночью едва не взлетел на воздух вместе с формулами, шкапом и тапочками. Здесь я нашёл чудом доживший до наших дней список жильцов. А сам двор находится напротив детского дома №2.
Вот здание бывшей аптеки, заходить в которую я очень любил в детстве из эстетических побуждений. Внутри было просторно, за стеклом белели стеллажи с медикаментами, а стены украшены удивительной мозаикой с древними корифеями медицины, цитатами, змеями и другими сообразными аптеке символами. Значительную часть мозаики на входе закрывают рекламные щиты.
Внутри совсем всё пропало. Унылая обстановка бездарнейшего, безрадостного «ремонта». Мозаик нет и в помине. Очень жаль.
Через дорогу от бывшей аптеки обратная ситуация. Медицинская компания занимает помещение бывшего магазина, который когда-то в народе именовался «стекляшкой» и предлагал типичный советский продуктовый ассортимент.
Дальше начинается протоапокалипсис и блюз. Улица опять прерывается. И в этот раз не ради парковки, а чистейшего маразма для. В конце прошлого века кто-то придумал навалить здесь кучу мусора, и бывший когда-то полноценным перекрёсток, стал Т-образным. До функционала и красоты никому нет дела.
Как нет дела до целого ансамбля открытых люков.
И свалок мусора, от мелких до весьма внушительных.
Но, как мы видим из надписей, и здесь люди любят друг друга и верят в лучшее.
А по Лесотехническому переулку гуляют и греют на солнце бока кошки.
Вот тут находится котельная машзавода, дающая тепло не только предприятию, но и многим домам этого района, которые строились силами завода для его же работников.
Пересекаем асфальтированную улицу Нечаева и продолжаем путь по буераками и колдобинам.
Автомобили здесь ползают, но с трудом, и назвать это дорогой было бы враньём. Ну, разве что, танковой дорогой с разбитыми мостами и бегущей из неведомых труб водой.
Работы над ландшафтом продолжаются и сейчас.
А вокруг происходит то, что можно назвать «ожиданием сноса». Заборы валятся, участки зарастают, дома дряхлеют и уже никогда не дождутся даже самого мелкого ремонта.
Проходим мимо территории патолого-анатомической лаборатории. До постройки медицинского комплекса ещё в 1970-х годах здесь были деревянные дома.
Такие, как на противоположной стороне.
Пройдя по аллейке, заглянем на задний, заросший бурьяном двор поликлиники №7 и госпиталя для ветеранов войн.
За улицей Коханского Красноармейская по бумагам заканчивается, а на самом деле убегает прочь из города лесной дорожкой. Типичная улица типичного сибирского города, которая могла бы быть, да и обязательно будет гораздо лучше и чище. Как и все мы.
При подготовке материала использованы воспоминания семьи Петровских, консультации Александра Лыцуся, а также книга Валерия Немерова «Прогулки по старой Чите».
Фото автора.