Всенародно избранная в 2017 году от КПРФ глава Кыринского района Забайкальского края Любовь Сакияева была в числе первых муниципальных руководителей, поддержавших грядущую муниципальную реформу. В беседе с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым Сакияева детально объясняет свою позицию.
Как поменялась жизнь в уже образованных округах Забайкалья и какие надежды или опасения связывают с новым законопроектом главы районов, муниципальные чиновники и общественники, редакция «Чита.Ру» узнала в конце декабря.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 23 февраля.
Любовь Цеденовна Сакияева родилась 20 января 1955 года в селе Ашинга Кыринского района Читинской области. Окончила ЧГПИ. Начинала свою деятельность в Билютуйской восьмилетней школе в должности заместителя директора по воспитательной работе, затем была переведена в Кыринскую школу в той же должности.
Некоторое время была литсотрудником в газете «Ононская правда», заведующей идеологическим отделом райкома КПСС, депутатом Совета администрации Кыринского района, депутатом Читинской областной думы второго созыва, помощником члена Совета РФ Вишнякова Виталия Евгеньевича, председателем комитета образования администрации Кыринского района.
Андрей Козлов (А.К.): Наша тема сегодня – это муниципальная реформа, которая в первом чтении принята Госдумой в конце 2021 года. В переходный период с 1 января 2023 и до 1 января 2028 года регионы должны провести основные мероприятия. Связаны они, по большому счёту, с ликвидацией второй прослойки местного самоуправления, составленной из городских и сельских поселений в основном и из советов депутатов поселений. Местное самоуправление становится одноуровневым, если можно так сказать. Всё сосредотачивается на уровне муниципального округа.
Муниципальные округа будут создаваться на базе муниципальных районов действующих, и останутся городские округа. В крупных городах ещё будет какое-то деление. Нас касаются городские округа в Забайкальском крае и муниципальные округа, которые придут на смену муниципальным районам. В сёлах останутся чиновники муниципальных округов, муниципальные чиновники.
Советы депутатов останутся только на уровне муниципальных округов, то есть на уровне районов, а на уровне поселения депутатов не останется. Все по-разному отнеслись к этой реформе. Мы предметно занимаемся этим вопросом и целенаправленно разговариваем с главами районов, потому что, с моей точки зрения, с точки зрения большинства журналистов «Чита.Ру», это все практически понимают, главы районов – главные люди в этом процессе, и от их позиции, от их активности, от их подхода к этому вопросу будет зависеть финальная конфигурация того, что из себя будет представлять местное самоуправление на уровне Забайкальского края.
Любовь Цеденовна, начнём с того, как вы вообще появились в местной власти. Сколько раз вы избирались?
Любовь Сакияева (Л.С.): Ну, скажем так, на местном политическом небосклоне я давно. Я родилась и выросла в Кыринском районе. Десять лет я отработала в райкоме партии, и до развала, до 91-го года, я была заведующей идеологическим отделом районного комитета КПРФ в Кыре. Поэтому сказать, что я пришла ниоткуда, как некоторые говорят, вот, учитель пришла, нельзя. За моими плечами такой опыт, который не проспишь, не пропьёшь, не потеряешь. Там действительно учили работать, и меня этому научили, и мне это очень сильно помогает.
А главой района я стала в 2017 году. До этого была председателем комитета образования. Сначала учителем истории и обществознания в школе, потом председателем комитета образования и в 2017 году на прямых выборах стала главой. Соревновалась с шестью мужчинами.
А.К.: Это, получается, возможные перевыборы у вас в этом году?
Л.С.: Да.
А.К.: Пойдёте на выборы?
Л.С.: Да, теперь уже твёрдо говорю, что да.
А.К.: В этом году у вас ещё что-то поменяется в Кыринском районе или ещё пока нет?
Л.С.: В сентябре будут уже не прямые выборы. Мы внесли изменения в устав, и у нас будут выборы по конкурсу.
А.К.: Это означает, что выберут главу района из числа депутатов?
Л.С.: Нет, не из числа. Изберут депутатов, потом конкурсная комиссия предлагает кандидатуры, и депутаты из числа предложенных депутатов будут избирать главу района.
А.К.: Это не глава администрации района?
Л.С.: Нет. Именно глава района.
А.К.: Получается, это уже в рамках новой муниципальной реформы?
Л.С.: Нет, это старая история.
А.К.: Вы когда меняли устав?
Л.С.: Устав мы меняли в июне 2021 года.
А.К.: В соответствии с ним глава района избирается депутатами из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, половину из которых составляют представители губернатора, половину – представители района. Вам не кажется, что это назначение фактически?
Л.С.: Нет, мне это не кажется, потому что так или иначе депутаты же будут голосовать. 15 депутатов. Будет зависеть от того, как депутаты отнесутся к этому.
А.К.: И вы говорите, что вы пойдёте на главу района. Вы предполагаете, что вас выдвинут? А ну как не выдвинут?
Л.С.: Нет, я предполагаю, что выдвинут. Если бы я не была уверена, то я бы, конечно, подумала. Я уже твёрдо уверена.
А.К.: Вы себя хорошим главой считаете?
Л.С.: Лучше пусть люди скажут. Я считаю себя главой, который делает всё возможное, чтобы жизнь в районе стала лучше.
А.К.: Вы поддержку людей до сих пор чувствуете?
Л.С.: Чувствую. Очень даже сильно.
А.К.: У вас партийная принадлежность?
Л.С.: Я член КПРФ.
А.К.: Вы из КПСС выходили?
Л.С.: Нет.
А.К.: Вы так и оставались там?
Л.С.: Я осталась в КПСС и стояла у истоков возрождения КПРФ, мы тогда с Александром Швецовым всю это работу проводили. Тогда ещё листовочка была, «Товарищ» называлась, вот мы с неё начинали и возрождали КПРФ в области и в районе в том числе. Я была секретарём местного отделения КПРФ Кыринского местного отделения.
А.К.: А сейчас просто член КПРФ?
Л.С.: Да. Член крайкома.
А.К.: Вы на выборы шли от КПРФ?
Л.С.: Да.
А.К.: Какой процент вы набрали тогда?
Л.С.: 20 с чем-то. Семеро кандидатов было: шесть мужчин и я.
А.К.: Давайте поговорим про Кыринский район. Что сейчас он из себя представляет с точки зрения структуры местного самоуправления?
Л.С.: Администрация муниципального района, во главе которой стоит глава района, он же и руководит администрацией.
А.К.: То есть у вас совмещённые эти должности?
Л.С.: Да, я возглавляю аппарат администрации, но моя должность – это глава муниципального района «Кыринский район». Просто глава района. И руководитель администрации.
А.К.: То есть у вас есть районная администрация, которую вы возглавляете, всенародно избранный глава, совет депутатов муниципального района, 15 депутатов. Когда избирали совет, одновременно с вами?
Л.С.: Одновременно.
А.К.: Там какой состав партийный состав?
Л.С.: Там представители «Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР. И пять депутатов-одномандатников. Единороссов и коммунистов одинаковое количество.
А.К.: И как там происходит партийная работа, спорят люди, не спорят?
Л.С.: Я в своей предвыборной программе сказала следующее: «О человеке надо судить не по наличию партийного билета, а по деловым качествам. И в моей команде будут представители всех партий, если они будут настроены работать на район». У меня заместитель по социальным вопросам представляет «Единую Россию». Я почему взяла её заместителем – я когда-то была у неё классным руководителем, я её с 5-го класса по 11-й вырастила и знаю, на что она способна. И ни секунды не пожалела. У меня в аппарате есть и представитель ЛДПР. Это не мешает абсолютно. На местном уровне ведь это не должно никак сказываться.
А.К.: Где-то сказывается. В некоторых районах это достаточно принципиальные вопросы.
Л.С.: От главы многое зависит.
А.К.: Безусловно. Практически всё, на самом деле, в районе. Хотя есть такие главы, от которых мало что в районе зависит, но это скорее негативное исключение из желаемого правила. В общем, есть районный уровень власти. В Кыре – глава Кыры, правильно?
Л.С.: Глава сельского поселения «Кыринское». И в каждом сельском поселении у нас есть глава сельского поселения.
А.К.: Сколько у вас сельских поселений?
Л.С.: Сёл у нас 21, а поселений – 17.
А.К.: То есть часть объединяет несколько деревень. То есть у вас 17 глав и 17 советов депутатов сельских. Сколько в каждом совете?
Л.С.: По 5–6.
А.К.: Были сложности с выборами этих людей?
Л.С.: Большие сложности, во-первых, с подбором кадров. Поначалу на первом уровне декларация о доходах – не всем это нравилось. Сейчас на сельском поселении они не сдают декларацию, но найти людей сложно. У нас даже была такая ситуация, что всё, подобрали кандидатов, и вдруг, уже перед выборами, выясняется, что у кого-то судимость была. Пришлось снимать и выборы переносить на другую дату. А это же всё финансы.
Сёла же помельчали, люди уезжают, и поэтому выбрать достойных людей очень сложно. Надо, чтобы ещё этот достойный человек согласился стать депутатом, прошёл через все процедуры. А сейчас, к сожалению, повзрослело население, которое считает, что надо жить своей семьёй, своими интересами. Много сейчас таких стало среди молодых. Поколение, которое говорило «сначала думай о родине, а потом о себе», к сожалению, уже становится неработоспособным в силу возраста. Кто-то выбыл, переехал, не дай бог, естественным путём ушёл, и у нас начинаются довыборы.
Пока довыборы не провели, затруднения с принятием каких-то вопросов, особенно бюджета. Это затрудняет весь процесс жизнедеятельности.
А.К.: Тем не менее советы сформированы везде.
Л.С.: Сформированы. В двух поселениях у нас выборы прошли не в единый день голосования, а позднее.
А.К.: Чем занимаются депутаты на сельском уровне, на поселенческом?
Л.С.: Принимают участие в сессиях, какие-то вопросы рассматривают. Если глава умело использует депутатов, то в каких-то общественных делах участвуют. Но чаще всего это только участие в сессиях. А так, чтобы принимали активное участие в жизни села, к сожалению, не получается.
Видите, какая ситуация. Мне звонят жители какого-то поселения: вот, у нас глава ничего не делает. Я говорю: извините, но вы же избрали этого главу, спросите с него, пусть депутаты с него спросят. В конце концов, вы можете прекратить его полномочия. Но у нас же менталитет какой? Это в Америке сосед на соседа доложит, а у нас говорят: мы же в одной деревне живём. То есть я тебе позвонил, главе, ты прими меры. А я-то что могу? Он же избран. Хорошо у нас люди доброжелательные, и мне учительский опыт помогает, что я так или иначе с главами работаю, и они делают то, что должны делать.
А.К.: Глав 17, и вы со всеми в контакте?
Л.С.: Со всеми.
А.К.: Нет конфронтации?
Л.С.: Нет. У меня был один глава, который весь созыв почти что провисел на заборе, но его переизбрали. Всё нормально.
А.К.: Достойные люди?
Л.С.: Естественно.
А.К.: Пока в сёлах находятся ещё люди и на глав, и на депутатов хватает?
Л.С.: На депутатов – с трудом. И на глав тоже. У нас даже в крупное сельское поселение Кыринское с натягом нашли. Была ситуация, когда альтернативы могло не быть, и выборы могли не состояться. Это в крупном селе, в районном центре.
А.К.: У вас какие отношения с главами поселений: рабочие, спорите где-то?
Л.С.: В основном рабочие отношения. У нас заведено: мы каждый месяц проводим консультативные советы. Эта форма мне нравится. Я думаю, что зря в крае отказались от этой формы. У нас эта практика работает. Мы собираемся раз в месяц в Кыре, в районной администрации, и обсуждаем все вопросы. Приглашаем прессу. Бывают моменты, когда нам надо обсудить узким кругом с главами. Бывают, что поспорим, кто-то чем-то недоволен, но мы здесь же все вместе выясняем, ставим точки над i и идём дальше работаем.
А.К.: А можете приказать главе посёлка что-нибудь?
Л.С.: Иногда бывает.
А.К.: Слушаются?
Л.С.: Люди у нас такие, менталитет такой, что есть чуть-чуть от азиатского даргизма (Дарга (бурят.) — термин, обозначающий начальника, любого человека выше по статусу) – он же начальник.
А.К.: И многое от вас, наверное, зависит: как вы себя поставили, какой у вас авторитет, как вы его заработали.
Л.С.: Да. Первое, с чего я начала, когда стала главой – я издала распоряжение, по которому в первый понедельник каждого месяца глава района проводит большую планёрку, где присутствуют руководители всех звеньев, независимо от подчинённости – региональное, федеральное подчинение. Были моменты, когда некоторые руководители говорили: у меня начальство в Акше, в Чите. Я просто писала руководителю письмо, что у нас такой порядок, прошу делегировать. Делегировали, и сейчас это без проблем, каждый знает: первый понедельник каждого месяца большая планёрка у главы.
А.К.: Как у вас строятся отношения с Чайковского, 8 (По этому адресу в Чите находится правительство Забайкальского края)?
Л.С.: Вы знаете, нормально. Несмотря на то, что я член КПРФ, я никогда не слышала никаких упрёков, что я коммунист. Даже бывает, что я иногда резко выскажусь, иногда чисто эмоционально, но никогда не было такого, чтобы мне сказали: мы тебе покажем. Выстроились нормальные отношения с губернатором, заместителями, и теперь главу Кыринского района знают не только министры, но и специалисты знают.
А.К.: А может вам Осипов позвонить и сказать: слушай, Цеденовна, давай там что-нибудь сделай?
Л.С.: Мы с Осиповым по WhatsApp общаемся и по телефону.
А.К.: Уважительное отношение?
Л.С.: Абсолютно.
А.К.: Может приказать вам?
Л.С.: Нет. Никогда. Он всегда как товарищ, с просьбой.
А.К.: Вы в 17-м году избрались и успели с Натальей Николаевной поработать. Можете как-то сравнивать?
Л.С.: Сравнивать – неблагодарное дело. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Я с Натальей Николаевной нормально работала. Мне кажется несправедливым её обвинение во всех грехах. Достаточно того, что, когда были наводнения, эта женщина взвалила на себя этот груз и достойно справлялась. А пресса иногда же как? Выловили какой-то момент и потом плясать начинают. Ну, мы же люди!
А.К.: Давайте вернёмся к нашей муниципальной реформе. Я знаю, что вы за реформу. Почему за?
Л.С.: Она в первом чтении была принята 25 января 2022 года. Второе чтение планировалось на март, но я прямо с удовольствием отметила, что перенесли на июнь. Почему я за? Во-первых, я человек из той системы, когда была вертикаль власти. Я поработала в той вертикали власти и видела, насколько эффективно решались вопросы.
Сегодня же что получается? Начнём с наименьшего к высшему: экономия бюджетных средств. У нас три полномочия, которые мы обязаны исполнять: заработная плата, топливо и коммунальные услуги. Так вот, в сельских поселениях львиная доля идёт на содержание аппарата сельского поселения. На втором месте коммунальные услуги. Далее, если с экономической ситуации смотреть — те же выборы. У нас два поселения в единый день голосования не провели выборы, мы переносим на другой – это трата бюджетных денег. А мы район дотационный на 70%.
А.К.: Какой у вас бюджет?
Л.С.: У нас консолидированы 600 миллионов. Но большинство районов края дотационные. Вторая сторона – кадры. Сталинский лозунг «кадры решают всё» жив всегда. С кадрами проблема очень серьёзная. И третье, на мой взгляд, эта вертикаль власти позволит более эффективно решать какие-то вопросы: единый бюджет, единая программа, единый механизм управления.
Сегодня же посмотрите, что получается. Во-первых, государство вообще часть полномочий скинуло по 131-му закону (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») на местный уровень без денег. По сути, государство отрешилось от решения многих социальных причём вопросов. А без денег мы их эффективно решать-то не можем. Потом эта бесконечная передача полномочий от регионального уровня на местный, между районами, сельскими поселениями, это же тоже не на пользу дела.
А.К.: Муниципальная реформа как это решит? Полномочия останутся, а денег больше не станет.
Л.С.: 131-й закон – сколько он существует, столько в него поправки вносятся. Не успеваешь следить за поправкой, уже новая появляется. Я думаю, если до июня отложили, может быть, он отработается. Сейчас по этим законам две категории полномочий: не передаваемые полномочия и когда регион передаёт полномочия с деньгами муниципалам.
А сейчас рассматривается ещё третья категория: совместные полномочия, то есть регионы совместно с муниципальным уровнем будут вместе решать эти полномочия. Некоторые говорят: это конец малым сёлам. Конец-то пришёл. И не до реформы. Главное, чтобы село не вымерло, это чтобы детские сады работали и школы. У нас практически везде сохранились сады и школы.
Как он будет называться? Мне нравится «старосты». У нас при Наталье Ждановой появился институт старост, и он неплохо работает. У нас даже староста одного села 50 тысяч заработал по проекту как староста села.
А.К.: Вы же понимаете, что полноценная администрация, в которой есть избранный глава, какие-то специалисты и просто отдельные чиновники, – это немножко разные категории.
Л.С.: Сейчас же век цифровизации, практически везде есть интернет. Сейчас можно на «Госуслугах» все вопросы порешать.
А.К.: Старики как будут решать?
Л.С.: Вот над этим и надо работать. Допустим, у старосты где-то в поселении будет какой-то один специалист, который будет черновой бумажной работой заниматься. Всё равно многие вопросы решаются и в районном центре. К сожалению, у нас внутримуниципальные перевозки страдают. Здесь вообще нужно вопрос на государственном уровне решать. Муниципальных предприятий уже не должно быть, тех же автоколонн. А мы объявляем конкурс, и никто к нам в дальний район не заходит. И не зайдёт.
У нас железной дороги нет, мы попробовали авиарейсы открыть – люди не летают, цена не устраивает, дорого. Прикрыли. Хотя к нам приезжал Константин Суздальницкий, говорил, что у нас самая лучшая посадочная полоса в крае.
Поэтому я считаю, что у главы района будут какие-то полномочия на тех же руководителей сельских поселений, которые будут в статусе, допустим, старост. Это же традиционно на Руси: староста – старший. Это название и надо оставить. Не надо вводить что-то другое. И потом, понимаете, в чём дело, если этот закон будет федеральный – другого не дано. Зачем махать шашками и всё это через скандал проводить? Другого не дано. Это надо сделать по максимуму миролюбивым путём не в ущерб населению.
А.К.: Кыринский район достаточно компактный с точки зрения количества людей. Сколько людей у вас?
Л.С.: 10 тысяч.
А.К.: Действительно, наверное, когда в районе всего 10 тысяч человек, странно городить в каждом поселении по совету депутатов и по полноценной администрации. А есть более сложные районы, типичный пример – Читинский район. Там крупные сельские поселения, достаточно самостоятельные, Атамановка, Домна, Беклемишево. Вы считаете, что нужно всех под одну гребёнку и под один порядок?
Л.С.: Я как раз и хотела сказать, что федеральный закон должен дать право регионам решать вопросы, исходя из местных условий.
А.К.: То есть какой устав местные депутаты на уровне района примут, так и действовать?
Л.С.: Во-первых, региональный закон должен предусматривать возможность дифференциации по районам. У нас в районе – так, в Читинском – по-другому. Читинский район действительно сложный, может быть, уже его не надо таким огромным оставлять. Может быть.
О плюсах и минусах новой муниципальной реформы на примере Читинского района рассказал в интервью «Чита.Ру» депутат районного совета, экс-глава района Николай Селезнев.
А.К.: Смотрите, аккуратно, не полюбят ваши высказывания в Читинском районе.
Л.С.: Многим мои высказывания не нравятся. Но человек должен говорить то, что он думает.
А.К.: Нет у вас опасения, что глава района, который будет, видимо, чаще всего и администрацию возглавлять, будет просто подчинённым губернатора и не сможет зайти на эту должность, если не будет губернатору в рот смотреть?
Л.С.: Зависит от характера человека. Оно и сейчас много от губернатора зависит: как ты будешь с губернатором, так и вопросы будешь решать. Но я вам ещё раз повторяю: я коммунист, я иногда высказываю не очень удобные вещи, я ни разу не почувствовала к себе предвзятое отношение. Всё зависит от того, как глава района себя поставит у себя в районе, на краевом уровне. Если губернатор увидит, что глава делает всё для своего района...
А.К.: Разные губернаторы – этот увидит, другой не увидит.
Л.С.: Есть же цивилизованные формы, чтобы и губернатора привлечь к ответственности и порядку. Поэтому я, например, этого не боюсь.
А.К.: То есть вас это не пугает?
Л.С.: Нет, я же говорю, я из старой системы, когда первого секретаря обкома назначал обком КПСС. И нормально работали.
А.К.: Сейчас на уровне районов часто есть двухуровневая система, когда из числа депутатов выбирается глава муниципального района и по конкурсу назначается глава администрации района. В частности, в Читинском районе действовал одно время такой порядок. Ничем хорошим это не закончилось именно в Читинском районе. Я считаю, что всё-таки глава должен быть просто главой района, который возглавляет администрацию по должности. А ваше мнение какое?
Л.С.: Я с вами согласна. Я же учитель истории, мы в истории двоевластии уже проходили. Двоевластие никогда не приводит ни к чему доброму. Все же люди. Бывают моменты, когда чисто по-человечески несовпадение, и уже это будет на пользу району. В районе должен быть один глава. Именно глава района, который за всё отвечает, у него аппарат, у него деньги, он за всё несёт ответственность.
А.К.: Вот пример Читы, получается, негативный всё-таки.
Л.С.: Да. Я с удивлением читаю, в некоторых районах, оказывается во время пожароопасного периода идёт делёжка: это моё, а это не моё. Со всей ответственностью заявляю: у нас этого нет. Единственное, что я делаю, я поднимаю трубочку, допустим, Верхушина (Андрей Николаевич Верхушин, начальник Читинской базы авиационной охраны лесов – ред.), и говорю: разрешите мне ваших огнеборцев использовать там-то там-то. Он мне говорит: если они согласны, я не против. Хотя по полномочиям они не должны это делать.
Но у меня же есть КЧС, который я возглавляю. Я просто говорю: мужики, это наш район, мы должны вместе. И никто никогда не отказал. Мы действуем единой силой. Поэтому мне интересно: мы все – жители одного района, какая может быть делёжка? А вот двоевластие как раз может к этому привести. И, кстати, у нас в районе это было, это неэффективная форма. Поэтому здесь тоже должно предусматриваться: в одном районе, может, это сработает, а в другом районе – нет.
А.К.: Пускай всё у вас в районе получится, пускай жизнь в районе удаётся удерживать. Я понимаю, что это невозможно – удержать всю жизнь, которая там осталась, люди уезжают всё-таки. Но я вижу в вас этот задор и весь край видит.
Л.С.: У меня хорошие помощники. Что я сделала в первую очередь? Я возродила женские советы. Они такие помощники мне! Молодёжная организация — Российский союз молодёжи, совет предпринимателей. Я опираюсь в своей работе на эту общественность и многие вопросы через них просто решаю.
На «Чита.Ру» уже вышли следующие материалы о муниципальной реформе:
- «Редколлегия» с главой Балейского района Сергеем Гальченко (он за);
- мнение главы Тунгиро-Олёкминского района (там депутаты уже приняли решение не менять нынешнее положение дел);
- мнение Тунгокоченского района (шесть из семи сёл поддержали реформу);
- протест ряда жителей Ононского района, которые просят полпреда президента в Дальневосточном округе Юрия Трутнева не допустить реформы;
- «Редколлегия» блогеров Андрея Козлова и Владимира Свечникова о том, чем опасна реформа;
- полная сомнений колонка известного забайкальского журналиста Егора Захарова.