Бизнес Бизнес VS ТГК-14. Разлад перед боем

Бизнес VS ТГК-14. Разлад перед боем

«Вопрос с тарифом, который мы пропустили, это вина и «Опоры России», и торгово-промышленной палаты, потому что два-три человека не могут присутствовать везде. Мы поздно спохватились, не вовремя, но что-то сделали. Давайте дальше отлаживать».

Объединиться не удалось. Это была встреча скорее тех, кто-либо едва знаком, либо вообще увиделся впервые, встреча на уровне «Привет, я заказал тебе кофе» - «Ты ничего не понимаешь. Дай, я объясню». А объяснения слушать некогда, потому что это частный случай, мало времени, море эмоций и нескладный рассказ.

Забайкальская торгово-промышленная палата и региональное отделение организации малого и среднего бизнеса «Опора России» заявили о проведении форума предпринимателей вскоре после того, как в СМИ появились данные о заработках и премиях руководства Территориальной генерирующей компании. Первым эти цифры озвучил бывший глава Могочинского района Дмитрий Плюхин, перебравшийся в Читу после снятия с очередных выборов.

Предпосылки форума

В последние 20 лет в Забайкальском крае сложилась ситуация, когда в формировании тарифов никто, кроме компаний-поставщиков услуг и специалистов Региональной службы по тарифам, не разбирается, более-менее независимый аудит вряд ли возможен даже на уровне контролирующих органов.

Если раньше власти края регулярно – в моменты особого социального напряжения и безденежья – требовали предоставить отчётную документацию и разложить тариф по полочкам, то практика последнего времени показывает, что представители топливно-энергетического комплекса и РСТ уверенно заняли ключевые посты в руководстве региона. А с назначением экс-директора «Читаэнерго» Алексея Москаленко первым заместителем главы администрации Читы – и столицы края.

О персоналиях. Первым заместителем председателя правительства края губернатор Наталья Жданова назначила экс-гендиректора ТГК-14 Александра Кулакова. Первым заместителем министра финансов региона стал экс-замгендиректора ТГК-14 по экономическим вопросам Алексей Голиков. Александра Бутырского в кресле министра территориального развития сменил бывший руководитель РСТ Виктор Паздников. Сам Бутырский перешёл в ТГК-14 директором по развитию. В совете директоров ТГК-14 можно увидеть и бывшего губернатора Забайкалья Равиля Гениатулина.

Решение о том, что тариф на теплоэнергию с 1 июля 2016 года увеличится на 35% для бюджетных организаций и юридических лиц, было принято в конце 2015 года. Задействованные в процессе и заинтересованные в подъёме стоимости утверждают, что бизнес-сообщество и, в частности, уполномоченный по защите прав предпринимателей края Виктория Бессонова всё знала. Якобы и предприниматели были со всем согласны. Сама Бессонова после бури, поднявшейся вслед за первыми подскочившими на 200-400% платежами, как-то вяло говорит, что ничего с ней не обсуждали. Повышение ударило по бюджетным организациям и бизнесу ещё и потому, что изменилась система рассчёта потреблённой теплоэнергии. Она тоже вызвала массу возмущений.

Объединения для разбирательства

- А зачем они нам? – удивились в торгово-промышленной палате края на вопрос о том, почему на форум предпринимателей, собранный для обсуждения тарифов, не приглашены представители ТГК-14. – Всё, что нужно было, мы от них услышали.

Услышали даже не от них, а от губернатора Натальи Ждановой. Всего несколько дней назад и Виктор Паздников, и представители ТГК-14 утверждали, что повышение тарифа на 35% - единственная возможная в Забайкальском крае мера - мол, в бюджете средств на выплату выпадающих доходов нет, а платить их как-то нужно. Теперь глава региона не только сократила повышение тарифа более чем в три раза, но и поручила помочь наиболее пострадавшим предпринимателям.

Тут невозможно удержаться от небольшой ремарки. Если предпринимателям помогут потому, что они подняли шум, то кто поможет пострадавшим не меньше, а то и больше - бюджетным организациям, счета которых сегодня блокируются именно по решениям судов за долги по ЖКХ? Пример – школа в Каларском районе, спасти которую от задержек в выплате зарплат удалось только благодаря тому, что руководство компании «Теплосервис» вошло в ситуацию. Её руководство согласилось на рассрочку долга до февраля.

Но вернёмся к форуму. Дмитрий Плюхин в самом начале сказал о необходимости менять не только процент повышения, но и методику расчёта, и ставку потребления теплоэнергии, и многое другое. Он напомнил, что в 2014 году экс-руководитель ТГК-14, а ныне первый заместитель правительства края Александр Кулаков получил 7,2 миллиона рублей премии. В 2015 году 2 миллиона рублей в качестве премии досталось заместителю гендиректора по сбыту Юрию Дорфману, заместитель гендиректора по экономике и финансам Алексей Голиков получил 3,5 миллиона рублей, заместитель гендиректора по технической политике Алексей Лизунов – 1,8 миллиона рублей, заместитель гендиректора по инвестициям и закупкам Вадим Соколов – 1,9 миллиона рублей, заместитель гендиректора по правовой и кадровой политике Александр Темнышев – 3,2 миллиона, заместитель гендиректора по безопасности и режиму Игорь Рыжков – около 2 миллионов рублей. Это компания, которая говорит об убыточности своей работы, подчеркнул Плюхин.

Затем слово взял заместитель регионального отделения «Опоры России» Юрий Бажин. Он рассказал собравшимся, что о ситуации в Забайкальском крае предприниматели расскажут министру энергетики России Александру Новаку. Чего ждут бизнесмены от этого письма, понятно не стало, но зал притих, а Бажин продолжал. В регионе, говорил он, необходимо создать гражданско-правовое объединение для разбирательства в тарифах монополистов. Чуть позже он, правда, оговорился, что соответствующих специалистов найти сложно, и не только предпринимателям, но и прокуратуре края, которая вмешалась в историю.

- К Константину Ильковскому мы пробивались два года. Пробились – и его сняли. Пришло время подойти к Наталье Николаевне, - сказал зампред краевой «Опоры».

Было ощущение, что лукавил: столько про необходимость развития бизнеса, сколько говорил Ильковский, в регионе не твердил никто ни до, ни после него. Серьёзным довеском к таким разговорам было и планирование строительства медицинского кластера в центре Читы, и затеянные стройки микрорайонов жилья эконом-класса, и привлечение частников на строительство детсадов и спортзалов, да хоть та же пресловутая Студенческая весна стран ШОС, последствия которой расхлёбывали долго в том числе и в судах.

Плачущая кочегарка

Одним из тех выступлений, на которых шёпот в зале стихал, было слово экономиста Евгения Касьянова.

- Надо иметь в виду, что у нас 8 месяцев в году отопительный сезон, что ТГК-14 чуть меньше 70% своих доходов имеет от тепла и, по сути дела, это большая кочегарка, а никакая не генерирующая компания, - начал Касьянов.

От эмоциональной сферы он предложил перейти присутствующим к более сухой сфере цифр.

- ТГК-14 как монополия не одинока в своих посылах, для которых им нужны соответствующие тарифы. Как правило, это две песни Ярославны: плач по выпадающим доходам и плач по изношенному оборудованию и, соответственно, потребности в модернизации и инвестициях, - продолжил Касьянов. - То, что касается выпадающих доходов: в мировой экономической науке такого понятия не существует, это чисто российское понятие, придуманное неким хитрым образом. Когда мои иностранные коллеги пытаются спросить, что это такое, я при объяснении испытываю те же трудности, что и при переводе российского слова «недоперепил», - в зале заулыбались.

Касьянов продолжал, в экономически обоснованном тарифе заложены затраты компании, однако 5,6 тысячи работников ТГК-14 оплата за тепло и электроэнергию компенсируется в размере 50%.

- Возникает вопрос: а это изящное решение принимается за счёт включения этих 50% в тариф или за счёт прибыли компании? Если за счёт прибыли, то вы должны заплатить налог с прибыли и заплатить подоходный налог с тех, кто получит эту льготу. Кроме того, платят ли энергетики за содержание здания ТГК-14 в Чите или нет? Или это включено в тариф? И таких вопросов по поводу обоснованности экономических затрат возникает много, - продолжил экономист. - Мы говорим, что некое снижение тарифа. На самом деле ведь никакого снижения тарифа нет, это рост не на 35%, а на 7%, но всё равно рост. У меня возникает вопрос: если мы с 35% съехали на 7%, то, может, мы и дальше можем? Может, это не так обоснованно?

В конце своего выступления он заметил, что за формирование тарифа должна быть персональная ответственность: - Чиновник, поставивший подпись в РСТ, должен персонально за это отвечать (в зале начали аплодировать). - Возможностей контроля за монополиями, я вас уверяю, на самом деле у нас достаточно. Там, где усилиями общественности, науки, предпринимательства монополия ставится в соответствующие рамки, извините, такого вопроса не возникает. По сути дела, губернатора подставили. Подставил её же аппарат.

Снова аплодисменты.

Но объединиться предпринимателям на благо борьбы с монополиями в этот вечер не удалось. Вроде бы и проголосовали единогласно за обращения в генпрокуратуру, минфин России, счётную палату, минэнерго и другие ведомства, но, заговорив о мелочах, перешли на крик. Под шумок кто-то предложил сменить бизнес-омбудсмена, обвинив её в том, что она «последней прыгнула в вагон» отстаивания прав предпринимателей.

Депутат заксобрания Андрей Жидков пообещал, что комитет заксобрания, в который он входит, в феврале рассмотрит инвестиционную программу ТГК-14. Кто-то кричал с места про отмену приборов учёта. В микрофон из зала требовали отменить повышение тарифов, начиная с 1 июля.

- Это принятое решение, отменить можно только через суд, - одёрнул возмущавшихся Касьянов.

Бессонова говорила, что у неё нет полномочий обращаться с иском, так как она может оспаривать только ненормативные правовые акты, а решение о повышении тарифов – нормативный.

Помощницу Дмитрия Плюхина, подготовившую доклад, попросту прервали выкриками из зала.

Это были не лебедь, рак и щука. Это были несколько десятков человек, каждый из которых тянул какую-то сторону проблемы в свою сторону, не слушая других, а подчас и перекрикивая других.

Каждый за себя

- «Опора России» существует уже 18 лет. У нас в членах 60 человек, активных – два. Понимаете? В торгово-промышленной палате та же ситуация, там 50 членов, активных – три. Собрать людей – это проблема, - обратился к залу Юрий Бажин. – Активность должна [идти] от всех. Наступил момент, когда нас монополисты зажали, и другого пути, как сопротивляться юридически, нет. Надо проявлять активность не разово на собрании, а методично (зал шумит), работая вместе с нами в этих организациях. Конечно, вопрос с тарифом, который мы пропустили, это вина и «Опоры России», и торгово-промышленной палаты, потому что два-три человека не могут присутствовать везде. Мы поздно спохватились, не вовремя, но что-то сделали. Давайте дальше отлаживать.

Но, судя по настроениям выходивших после форума из зала индивидуальных предпринимателей и руководителей компаний покрупнее, пока - не судьба.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Цены на рынке зависят от того, как вы выглядите». Турист рассказал, чем Абхазия встречает гостей в этом сезоне
Алексей Петров
Внештатный корреспондент
Мнение
Почему лучше успеть оформить загранпаспорт до 1 июля и как это сделать — советует юрист
Дмитрий Дерен
адвокат
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
Деньги — переоценены. Российский бизнес-тренер Аветисян разложил по полочкам идеи, бренд и спрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Реформаторы примут решение, а вы, бабоньки, вывозите. Выручайте страну». Что думает про отмену ЕГЭ обычный учитель
Ирина Ульянова
Учитель
Рекомендуем
Объявления