Нынешний губернатор Забайкалья Александр Осипов 2 сентября вновь поднял тему передачи Музея декабристов под церковь: «Мы точно понимаем, что при нашей трагической судьбе — и народа, и русской православной церкви — восстановить возможность богослужения в храме — это просто мистически-сакральная наша обязанность. Вновь должны зазвучать слова молитвы, ради которой декабристы его построили». Давайте вспомним, сколько раз православные претендовали на здание, а также попытаемся понять, почему вокруг него и его назначения не утихают споры уже 30 лет.
Музей декабристов располагается в деревянном здании бывшей Старочитинской Михайло-Архангельской церкви, возведённой в 1776 году на пожертвования горожан в Чите. Его построили из лиственницы без использования гвоздей. Здание в заброшенном виде передали краеведческому музею в 1971 году.
В этом здании, находясь в ссылке, венчались декабристы Иван Анненков с Полиной Гёбль и Дмитрий Завалишин с Аполлинарией Смольяниновой. Рядом с церковью похоронена дочь сосланных в Читу декабристов Волконских — Софья.
Начало истории
Первая попытка забрать здание произошла в 1991 году — к этому моменту музей уже работал почти 6 лет. Тогда, как рассказывала нам экскурсовод Людмила Арзамасцева, настоятель Воскресенского храма Владимир Прокопенко обратился в Ингодинский райисполком, за которым было закреплено здание, и попросил вернуть православной общине церковь.
До этого, по словам Людмилы, желающие на здание не появлялись, а перед открытием музея церковь с выбитыми окнами и дверями полностью отреставрировали в течение 3 лет: «Перенос экспонатов в другие стены, другие помещения невозможен – там они не будут смотреться и впечатлять так, как в музее. Проект реконструкции предусматривал и создание мемориальной зоны. И в границах этой зоны скоро появится памятник декабристам. В тандеме с музеем это вполне закономерно и логично».
Интересно, что в статье от 2016 года журналисты «Заб.Ру» писали, что здание музея предлагали передать Читинской православной общине дважды - в 50-х годах прошлого века и в 1970 году, но они отказались.
Также, по информации издания, в 2001 году епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий и начальник управления культуры Читы Николай Сыроватка договорились, что церковь не будет претендовать на здание музея, а в 2004 году в районе вокзала построили Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери, который должен был гарантировать, что попыток забрать здание музея больше не будет.
Но 30 ноября 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписывает закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», и с этого момента споры вокруг музея возобновились.
После этого на эфире передачи «Губернаторский час», который проходил в середине декабря того же года, губернатор Забайкалья Равиль Гениатулин очень уклончиво ответил на вопрос о передаче музея: «Принят очень непростой закон, мы по закону обязаны передавать. Но мы сейчас с владыкой ведём конструктивные переговоры на предмет, если это делать, то как это сделать, и насколько это безболезненно будет осуществлено в интересах музея».
Чуть позже свою позицию по этому вопросу озвучил и епископ Евстафий на встрече с журналистами краевых СМИ:
«Музей нам не нужен, нам нужен храм. Позиция у меня такая, которая называется законом. Сегодня вышел закон, и мы должны следовать, исполнять его. Другое дело, я понимаю, что не так просто переместить музей. Необходимо помнить, что он будет существовать и в последующем.
Для этого необходимо предоставить достойное помещение, которое потом можно назвать музеем. Не только из-за экспонатов, которые там будут – главное, чтобы и внешность этого здания, и внутренние его интерьеры были такими, чтобы это был музей. Это пока вопрос. Мы недавно встречались с губернатором и говорили по этому поводу, у него есть определённые задумки. Я пока не буду их озвучивать».
Доктор исторических наук и профессор Михаил Константинов выступал в защиту музея, аргументируя это тем, что передача здания церкви приведёт к его уничтожению: «Во-первых, экспозиция создана специально под это историческое здание, в нём постоянно бывали декабристы. Во-вторых, и переносить-то музей некуда. Любое построенное здание будет новоделом, несопоставимым по своему значению».
Сотрудники музея, как и в прошлые разы высказались против передачи, указав на то, что в деревянном здании музея нельзя использовать открытый огонь, поэтому прихожане и священники не смогут зажигать на службах свечи и лампады, кроме того, недопустимо одномоментное нахождение в здании большого количества человек. По их словам, чтобы перепрофилировать строение под религиозные нужды, потребуется реконструкция, но перестройка здания невозможна, так как церковь является памятником архитектуры федерального значения.
Ближе к концу января 2011 года споры утихли, появлялась информация о том, что экспозицию музея могут перенести на остатки острога, который неподалёку от церкви декабристов нашёл профессор Михаил Константинов с экспедицией. Ещё одним вариантом был краеведческий музей.
При этом не очень понятно, о каких обязательствах по закону говорил губернатор, так как в нём сказано: «Действие настоящего федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включённым в состав Музейного фонда Российской Федерации…» То есть здание передавать нельзя.
Но в городе была и есть масса законных вариантов для передачи церкви: домовые церкви были в школах №3, №12, №18 и №32, где находились учительская семинария, женская гимназия, миссионерское и приходское училище, часть бывшей мужской гимназии (сейчас - Читинская государственная медицинская академия), часть женской гимназии (в ней ныне располагается историко-филологический факультет ЗабГУ).
Почему они не интересовали православную общественность, остаётся только догадываться, а вот официальную точку зрения Забайкальской епархии по поводу музея нам в интервью озвучил отец Сергий:
- Если мы вспомним историю — этот храм был построен и освящён на средства верующих людей в честь одного из наиболее известных лиц духовного мира архангела Михаила. Этот храм изначально принадлежал русской православной церкви и являлся его собственностью. Храм выполнял свою функцию до тех пор, пока не был отобран и переименован под использование для других целей.
Если какой-то человек отбирает у вас принадлежащую вам вещь или предмет насильно, переименовывает этот предмет и присваивает его себе. Будет ли это справедливым или нет? Я думаю, что любой человек здравомыслящий согласится со мной — это неправильно. Где же справедливость в этом вопросе, когда храм, бывший в собственности русской православной церкви, отобран, переименован и до сих пор используется по нецелевому назначению?
В наше время очень много храмов, монастырей, в своё время отобранных у русской православной церкви, вновь возвращено. Эти храмы и монастыри на сегодняшний день восстановлены и выполняют своё назначение, то назначение, для которого они строились, создавались нашими благочестивыми предками. Нет никакого сомнения, что будет произведён капитальный ремонт, реконструкция, и данный храм будет использоваться по предназначению.
После месяца затишья в марте коренные читинцы собрали более 60 подписей под обращением защитить Музей декабристов от передачи в РПЦ, а позже устроили пикет около кафедрального собора на вокзале. В нём участвовали около 15 человек с лозунгами «РПЦ, руки прочь от музея», «Музеи – народу, кресты — попам» и изображениями Ленина и Сталина.
Дальше буря практически сошла на нет — в конце июня про тему с музеем вспомнил депутат федерального парламента Виктор Войтенко и призвал передать здание церкви, а в июле председатель Счётной палаты России Сергей Степашин посоветовал правительству края не отдавать музей, а также назвал его уютным и сказочным.
Через год - в 2012-м - эксперт Московской школы политических исследований Андрей Захаров завил, что если власти Забайкальского края дадут РПЦ забрать Музей декабристов — это «будет безобразие».
И наступило трёхлетнее затишье.
Омрачённое 30-летие музея
Накануне дня рождения музея и 190-летия декабристского восстания митрополит Читинский Владимир на I Рождественских парламентских встречах 11 декабря 2015 года снова озаботился вопросом принадлежности здания музея:
«Хотелось бы напомнить, что исполком областного Совета народных депутатов в 1992 году опубликовал решение о возвращении этого храма церкви после определения места размещения экспозиции филиала областного музея – церкви декабристов, но не позднее 31 декабря 1992 года. Прошло 23 года, но храм по-прежнему удерживается музеем. Убеждён, что поддержка депутатским корпусом воссоздания в здании церкви декабристов действующего православного храма станет явным свидетельством готовности к конструктивному взаимодействию государственной власти края и Забайкальской митрополии».
И вот тут обстановка накалилась. Одни чиновники, как депутат заксобрания Забайкалья Роман Щербаков, говорили, что музей «может пожить в другом месте», и вообще место намоленное, так что нечего здесь обсуждать. Другие, как член общественной палаты Забайкальского края Наталья Дроботушенко, призывали сохранить музей, напоминая о его культурной значимости.
Крайпотребсоюз вообще предлагал переехать экспозиции в Забайкальский институт предпринимательства, так как первый в стране потребительский кооператив был создан декабристами в Забайкалье. Минкультуры региона в этот момент заняло нейтральную позицию, дескать, всё на уровне дискуссий.
На этот раз активизировались и казаки. Выяснилось, что атаман Забайкальского казачьего войска, вице-премьер правительства региона Геннадий Чупин ещё в октябре направлял письмо губернатору края Константину Ильковскому с просьбой передать музей РПЦ. Комментируя корреспонденту «Чита.Ру», он заявил, что «коль её строили как церковь, пусть она эти функции и исполняет».
Уже 16 декабря митрополит Владимир подписывает указ о создании православного казачьего прихода храма Святого Архангела Михаила в здании Музея декабристов.
Через 5 дней губернатор Константин Ильковский на пресс-конференции успокаивает общественность и говорит, что пока в здании работает музей, о передаче не может быть и речи: «Может быть, в дальнейшем, когда будет построено новое здание, создана новая экспозиция. Возможен вариант, когда церковь и музей работают вместе, дополняя друг друга. Например, построить здание музея, одним из объектов которого будет действующая церковь. Но мы понимаем, что это задача не на сегодня».
Спикер заксобрания Забайкальского края Наталья Жданова и будущий губернатор тогда комментировала происходящее словами из французской поговорки: «Делай что должно, и будь что будет».
Члены Забайкальской организации Союза архитекторов России написали открытое письмо, в котором припомнили то, что читинцы давали согласие на строительство храма Казанской иконы Божией Матери на месте стадиона «Труд», полагая, что «заверение епархии о том, что она не будет претендовать на здание Музея декабристов, останется в силе навсегда». А также оспорили право казаков на здание:
«Чита никогда не была казачьей станицей. Она существовала в ранге плотбища, острога, слободы, местечка и областного города. Церковь была построена в XVIII веке, а Забайкальское казачье войско было создано в 1851 году, то есть через 140 лет после строительства церкви».
Казаки же не унимались, только теперь посольского австралийского отдела Забайкальского казачьего войска, и объявили мобилизацию для защиты церкви декабристов. А на их сайте приводились слова святителя Иоанна Златоуста, который якобы разъясняет, как поступать с теми, кто «кощунственным образом оккупирует» Михайло-Архангельский храм в Чите: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».
Чупин же списал это событие на то, что австралийские казаки не говорят с ним, а читают новости на «Чита.Ру», но сам он выступает против конфликта между людьми по поводу церкви. Позднее атаман посольской станицы Забайкальского казачьего войска в Австралии Семён Бойков разъяснил, что под мобилизацией они имели в виду активизацию информационной работы в поддержку заявления Чупина.
Ещё одно открытое письмо, но уже митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Владимиру с просьбой отказаться от музея направила Общественная палата Забайкальского края:
«Сама постановка вами вопроса о передаче здания РПЦ стала одной из самых обсуждаемых в крае, вызвала волну возмущения и фактически расколола общество, угрожая перерасти в гражданское противостояние. Претензии Забайкальской митрополии могут стать началом опасного раскола «территории мира и согласия», единством которой вплоть до последнего времени гордится Забайкальский край. Считаем, что сегодня в знак доброй исторической памяти, в знак уважения к людям – патриотам России, привнёсшим в наш край много добра и знаний, для сохранения общественного единства и спокойствия необходимо сохранить Музей декабристов в его настоящем виде».
На новогодних каникулах всё поутихло, а после началось вновь - 12 января 2016 года стало известно, что на сайте Change.org появилась петиция о недопустимости передачи здания РПЦ.
Примерно в это же время казак из Анапы Александр Полуполтинных заявляет, что обратился в прокуратуру после того, как архитекторы выступили против передачи здания музея церкви, указав в качестве причин его пожароопасность и неприспособленность для посещения большим количеством людей.
И пока минкультуры продолжало твердить про поиск компромиссов, мэрия Читы обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском об освобождении пяти квартир, которые сотрудники музея декабристов использовали в качестве кабинетов и бытовых помещений. Глава администрации Читы Владимир Забелин называл этот иск свидетельством наведения порядка в сфере муниципальной недвижимости.
Тогда заведующая Музеем декабристов Надежда Баранова говорила, что в этих помещениях находятся кабинеты сотрудников, библиотека, классы для занятий и экспонаты, которые не вошли в экспозицию, открыт туалет для посетителей, а в здании музея нет места ни для размещения сотрудников, ни для библиотеки, ни для фондов.
Суд отложил рассмотрение дела на 9 февраля, но пока судья знакомилась с деталями дела, Минюст РФ успел зарегистрировать приход Михайло-Архангельского храма в здании музея.
В итоге 12 февраля суд отказал в иске администрации Читы.
Через 2 дня после этого события городской комитет КПРФ собрал круглый стол по вопросам передачи объектов культурного наследия на баланс РПЦ, но представители Читинской епархии проигнорировали его. На этом собрании представительница минкультуры региона заявила, что Музей декабристов не передадут РПЦ, потому что для переноса фондов нет альтернативного места.
Кажется, проблема с местом для переезда - это единственное, что спасало экспозицию от выселения.
В марте МЧС после проверки, инициированной казаком Александром Полуполтинных, выдало предписание с требованием оборудовать ещё одним эвакуационным выходом второй этаж здания, а краеведческий музей, в состав которого входит Музей декабристов, привлекли к административной ответственности.
Появлялся в этой истории и патриарх Кирилл, который рекомендовал Забайкальской митрополии решить вопрос о судьбе церкви декабристов в Чите с привлечением экспертов и общественности. В Забайкальской митрополии оперативно прокомментировать ситуацию не смогли, сославшись на перемены в руководстве - временно управляющим Читинской епархией стал епископ Димитрий, а Владимира назначили главой Приамурской митрополии.
«Решение по данному вопросу будет принимать новый глава Забайкальской митрополии. Следует дождаться решения Священного Синода. Предварительно об этом станет известно в сентябре», - сообщали в митрополии.
Дальше в сложной судьбе музея вновь наступает затишье почти на год. И вот 2 мая 2017 года министр культуры Забайкалья Елена Михайлова отошла от прежде нейтральной позиции по этому вопросу и заявила, что «объект относится к имуществу религиозного назначения, а значит, решение должно приниматься в соответствии с законодательством». И опять трёхлетняя пауза.
Время губернатора Осипова
Текущий губернатор Забайкалья отличается религиозностью, а потому Музей декабристов больше всего рискует оказаться в руках РПЦ. И предпосылки для этого есть.
В апреле 2020 года министерство культуры Забайкалья внезапно объявляет о планах построить второе здание Музея декабристов:
«Дополнительное здание музея должно располагаться в непосредственной (визуальной) близости к единственному аутентичному экспонату эпохи декабристов в Забайкальском крае – Михайло-Архангельской церкви – на пересечении улиц Столярова и Селенгинская. Это должно быть здание в стиле классицизма первой четверти XIX века. Площадь помещения должна составлять не менее 800 квадратных метров и отвечать всем требованиям к современному музею нашего времени».
Следом выясняется, что в районе улиц Амурская – Столярова – Селенгинская минкультуры вообще планирует создать первый в регионе музейно-туристический квартал в Чите.
Стоит ли говорить, что это спровоцировало новую волну обсуждения и вылилось в очередное открытое письмо учёных, архитекторов, краеведов, общественных деятелей, просящих сохранить исторический памятник. Почитать его полную версию можно по ссылке.
Директор Забайкальского краеведческого музея им. А.К. Кузнецова Виктор Колосов даже немного рассказал нам о предстоящей реорганизации музея, и всё опять успокоилось до сегодняшнего дня, когда Осипов, находясь на Восточном экономическом форуме, решил высказаться о богослужениях в здании музея.
Чем это обернётся, пока не ясно. Митрополит Димитрий встал на путь официальных запросов от СМИ и отказался говорить по телефону, что в целом было предсказуемо. А нынешний министр культуры региона Ирина Левкович сказала, что новость с комментарием губернатора ещё не видела, но однозначно выступает за строительство нового музея декабристов.