17 декабря до журналистов стали долетать обрывки информации о том, что в частной «Клинике Медикс» в Чите после стоматологической операции умер ребёнок. Одни говорили, что он якобы не отошёл от общего наркоза и впал в кому, другие, что малыш умер уже после операции по другой причине. «В клинике пытаются это тщательно скрыть», – заверил один из источников. Но понятно, что в относительно небольшом городе такие тайны рано или поздно всё равно оказываются раскрыты.
«Клиника Медикс» работает в Чите с 2012 года. У медицинской сети в городе есть три клиники, две из которых стоматологические: на Украинском бульваре, 15, и проспекте Фадеева, 37. На сайте компании в списке услуг перечислены лечение зубов в условиях медикаментозного сна, хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Отдельно в списке вынесена детская стоматология.
Все всё знали
Исполняющая обязанности министра здравоохранения региона Оксана Немакина отрицать факт трагедии не стала, сообщив, что произошло это около месяца назад.
«Про этот факт нам известно. Что конкретно проводили в «Медиксе», не знаю, поскольку это не наша подведомственная медицинская организация. Но, действительно, в клиническую инфекционную больницу поступал ребёнок из частной медицинской организации», – рассказал корреспонденту «Чита.Ру» сотрудник краевого минздрава, которому переадресовала вопрос министр.
И началось. По факту смерти ребёнка, как оказалось, уже шла доследственная проверка, о чём сообщили в пресс-службе СУ СКР по региону. Затем с заявлением выступила и прокуратура, куда ранее обратилась мама малыша.
«Основанием для неё (процессуальной проверки следователей – ред.) послужили постановление и материалы проверки прокуратуры Центрального района Читы, направленные в следственный орган в ноябре по результатам рассмотрения обращения матери пострадавшего», – сказано в пресс-релизе надзорного ведомства.
Стал известен и возраст ребёнка – ему было 2 года. И это мальчик.
«Смерти у нас не происходило»
В самой клинике комментировать случившееся не торопились, отметив, что руководство сможет рассказать о ситуации только 20 декабря. Но ещё за день до этого нам удалось связаться с директором «Клиники Медикс» Ириной Мищенко. По голосу она была очень взволнована, но при этом поблагодарила за звонок. Было видно, что женщина расстроена и растеряна, поэтому она прежде попросила сделать в адрес клиники письменный запрос, но затем продолжила разговор.
«Во-первых, это всё касается врачебной тайны, поэтому если у вас есть какие-то запросы к нам, то это только в письменном виде. Второе, естественно, что мы все медицинские работники и законопослушны. Поэтому работаем и со следственными органами, и с минздравом, и с Росздравнадзором – предоставляем документы. Учитывая, что никакой смерти у нас не происходило в клинике, это вообще произошло почти через 10 дней, как ребёнок у нас пролечился», – подчеркнула Мищенко.
Врачебную тайну, действительно, игнорировать нельзя, поэтому официально никто комментировать реальную причину смерти ребёнка не будет – ни врачи, ни следователи. Предположительно, как сообщило ИА «ЗабНьюс» со ссылкой на свой источник, маленькому пациенту во время операции под общим наркозом в лёгкие попал желудочный сок. Операция длилась 3 часа. После того как ребёнка вывели из наркоза, он не смог самостоятельно дышать, и его госпитализировали. Но, повторюсь, это было неофициально – одна из версий.
На фоне поднявшейся в одночасье шумихи, которой так сильно не хотели в клинике, историей смерти мальчика заинтересовались и в Москве. Доложить о ходе проверки своих подчинённых из Забайкалья попросил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. А уже в понедельник, 20 декабря, стало известно, что по факту гибели ребёнка после операции в одной из частных клиник (понятно, какой – ред.) Читы возбуждено два уголовных дела, объединённых в одном производстве. По статьям: о причинении смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
«По данным следствия, в одном из частных медицинских стоматологических центров Читы проводилась плановая операция по лечению зубов двухлетнему мальчику под общим наркозом. После пробуждения малолетний пациент почувствовал недомогание и был госпитализирован в медицинское учреждение, где скончался через несколько дней. По мнению следователей, смерть мальчика наступила вследствие оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а также ненадлежащего исполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей», – говорилось в сообщении СУ СКР по Забайкальскому краю.
Всегда есть риск
Как предположил источник ИА «Чита.Ру» в медицинском сообществе региона, следователи, скорее всего, в первую очередь будут разбираться с действиями анестезиолога, чьи услуги необходимы для лечения малышей в состоянии медикаментозного сна. Подробнее об этой процедуре мы рассказывали в апреле 2019 года. Другой источник из сферы здравоохранения уверяет, что в «Клинике Медикс» работают настоящие профессионалы и как минимум двое анестезиологов имеют высшую квалификационную категорию.
Комментарий «Чита.Ру» дал главный внештатный анестезиолог-реаниматолог министерства здравоохранения Забайкальского края Константин Шаповалов.
«В настоящее время возбуждено уголовное дело, поэтому любые комментарии по существу данного случая недопустимы. Озвученные мнения можно рассматривать как давление на следствие. Оценка аспектов медицинской деятельности подобных дел в настоящее время проводится независимыми экспертами других регионов. Все мы – и медицинское сообщество, и пациентское сообщество – заинтересованы в объективном всестороннем расследовании таких трагедий», – отметил Константин Шаповалов.
Он акцентировал внимание, что требования к безопасности и качеству медицинской помощи едины и для государственных, и для частных организаций. При этом не существует стопроцентно безопасных инвазивных медицинских технологий. Потому при их проведении обязательно оформляется информированное добровольное согласие пациента или его законного представителя в соответствии с 323-ФЗ.
«Пациент или его законный представитель должны осознавать риски неблагоприятного исхода этих видов помощи. Экспертами оценивается соответствие действий медработников требованиям нормативных документов. При отклонении от этих положений судом устанавливается вина соответствующих лиц, при соответствии – вина отвергается. Необходимо помнить, что до вступления в силу решения суда никто не может быть признан виновным», – добавил Шаповалов.
То, что произошло в ноябре 2021 года в Чите с двухлетним мальчиком, которого привели на, казалось бы, рядовую операцию, страшная трагедия, причём и для его родителей, и для врачей «Клиники Медикс». Репутационные потери, трудности в работе из-за следственных действий, допросы и затем выявление виновных, конечно, ребёнка не вернут. Но абсолютно ясно, что разобраться в этой ситуации следователям, а потом и медицинскому сообществу нужно очень тщательно и с выводами, чтобы подобная ситуация не повторилась вновь.
На момент публикации текста в «Клинике Медикс» проходили обыски.