Улица Нагорная, её ещё называют Народной или Ивана Артёменко, с 2010 года прилегает к микрорайону Октябрьский, который построили в то время. Много лет её обещали заасфальтировать, но ситуация становилась только хуже. Таксисты отказывались возить жителей к отдалённым домам, а пешеходы во время дождей тонули в грязевых потоках.
Редакция «Чита.Ру» в проекте «Прогулки по ремонтам» продолжает фиксировать для читателей и истории Читу в непростом 2020 году. Уже вышли материалы о реконструкции развязки на улице Магистральной, ремонте улиц Ленина, Тобольской и Богомягкова, парка Угольщиков.
Аукционные трудности
Ситуация с дорогой начала меняться в 2019 году, когда в край пришли федеральные 700 миллионов рублей по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Но тогда же начались очередные трудности.
В июне министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкалья объявило аукцион на строительство дороги с ливневой канализацией за 119,7 миллиона рублей.
Уже в начале июля стало известно, что аукцион не состоялся. Желающий на строительство такой дороги был один - Региональное управление строительства (РУС), но компании не позволили. Причиной отказа стала норма 44-го федерального закона: у подрядчика за последние 3 года должен быть хотя бы один контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или снос линейного объекта. Построенные РУСом детсад и жилой дом линейными объектами не были.
«Если раньше претендент, который имел опыт работы на объекте сосредоточенном — здании, заправочной станции, мог заявляться и на линейные объекты — дороги, трубопроводы, ЛЭП. На сегодня такая возможность была исключена. Этот аукцион признан несостоявшимся, всё будет по-новому», - объяснил корреспонденту ИА «Чита.Ру» в то время бывший руководитель «Городских дорог» Евгений Присташ.
Новый аукцион объявили через неделю. Проект стал стоить более 126,5 миллиона рублей. Подрядчик должен был заасфальтировать улицу Нагорную и прилегающие к ней Геодезическую, Народную и Смоленскую. Также в проект вошло строительство ливнёвки и канализационно-очистного сооружения с водоотведением в реку Читинка, озеленение прилегающей территории, обустройство остановок общественного транспорта, тротуаров, установка скамеек и освещения.
Согласно аукциону, строительство дороги должно завершиться в 2020 году.
Погодные трудности
Подряд выиграла компания «Звезда», которая в этом году уже значительно затянула сроки реконструкции развязки по улице Магистральной.
Строительство на Народной началось 7 августа 2019 года. В прошлом году компания поставила план на строительство 940 метров дороги и ливнёвки с канализационным коллектором: 54 миллиона освоили в 2019 году, ещё 66 миллионов должны были пойти на 2020 год.
Уже в конце августа прошлого года стало очевидно, что стройка будет непростой. Работы то и дело останавливались из-за ливней. А жители продолжали тонуть. За это время на разрытой дороге несколько машин заглохли, окружённые водой, одну из них - Lexus - вытаскивали экскаватором, а пройти пешком можно было, вымокнув по пояс.
Летом 2020 года ситуация немного изменилась: появился асфальт, машины тонуть перестали, но вот люди стали тонуть больше. Так, во время очередного дождя, женщина пыталась перебраться через поток воды с помощью доски, но упала.
Уже в сентябре подрядчик обещал закончить работу, но строительство продолжается до сих пор. Причина задержки - погодные условия. Трудности из-за дождей продолжаются с августа. В частности, компания «Звезда» не может достроить коллектор.
«Я уже не могу даже посчитать, на какой раз они откачивают воду, которая здесь вот собирается, и не даёт им выполнять бетонные работы по коллектору. Вот осталась его часть незаконченная», - объяснил 28 сентября заместитель руководителя «Городских дорог» Александр Пичуев.
Точно будет благоустройство?
Мы гуляли по строящейся улице в снежный день, но и тогда подрядчик не остановил работы.
В самом начале улицы Народной нас встретили незаконные металлические гаражи с надписью: «Просим убрать гаражи с территории строительства дороги».
В 2019 году рабочие не могли из-за них начать асфальтирование. Тогда администрация уверяла, что собственники начали их убирать самостоятельно, но видно, что некоторые из них просто отодвинули гаражи в сторонку. Более того, на месте убранных гаражей остались кучи мусора.
Несмотря на то,что асфальт полностью уложен и установлены бордюры, тротуар и благоустройство вокруг вызывают много вопросов. И чем ниже спускаешься, тем больше: а точно в этом году будет благоустройство?
Сам тротуар в большинстве мест, особенно там, где планируются автобусные остановки, засыпан щебёнкой. Где-то видно, что прошёлся грейдер, но есть места, где следа работ просто не видно.
Странно, что к моменту окончания работ, в некоторых местах ещё есть старый тротуар, который готов рассыпаться под ногами. Ямы на нём рабочие просто засыпали кусками старого асфальта вперемешку с щебёнкой. Там дорожки явно не приспособлены для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Когда гуляешь по тротуару, складывается впечатление, что у проектировщика были перепады настроения, иначе мне не объяснить разницу в размерах. Вот мы спокойно идём вдвоём, а перейдя через дорогу, я помещаюсь на дорожке только одна. Разойтись со встречным прохожим будет трудно, а уж если кто-то будет ехать навстречу на велосипеде, точно придётся заскочить на бордюр.
Ещё один недостаток тротуара там, где он всё же появился, дыры у заборов. Выглядит так, будто там он уже начал по чуть-чуть разрушаться.
Если же смотреть по сторонам, то не впечатляют и газоны, на которых всё ещё лежат огромные кучи грунта, в некоторых местах есть строительный мусор, поломанные кусты и лужи от прошедшего снега.
А это место точно выглядит опасно. Раньше колодец был огорожен лентой, но сейчас она оборвалась. Перспектива провалиться туда поздним вечером не очень радует, учитывая, что вокруг ещё нет освещения.
Кроме тротуаров, рабочие ещё продолжают строить коллектор. Пока всё это не похоже на окончание работ.
Жители района уже явно привыкли ходить там по бетонным конструкциям и протоптали тропинку среди этой грязи, а чуть дальше и вовсе положили дощечку над канавой.
Пока более или менее законченным выглядит только асфальт, и даже есть ровные переходы к старым дорогам. Дорожникам ещё предстоит сделать разметку, установить знаки и обустроить освещение.
А самые маленькие доказательства благоустройства можно найти на небольшом участке, где высадили новые кусты, но мусор, который уже появился под ними, всё портит.
Сегодня работы продолжаются, пока подрядчик успевает, так как по контракту должен закончить 15 ноября. Компания «Звезда» для ускорения перекинула строителей с реконструкции Краевого драматического театра в Чите, а также с дорог в Шилкинском районе, но поможет ли это благоустройству, пока не очевидно.