Экономика Школа-долгострой в Сохондо обзор Перевод с КСП-шного на русский. Как в Забайкалье из года в год неэффективно тратят бюджет

Перевод с КСП-шного на русский. Как в Забайкалье из года в год неэффективно тратят бюджет

Расшифровка отчета главы Контрольно-счетной палаты Светланы Доробалюк Законодательному собранию

Светлана Доробалюк — бессменная глава Контрольно-счетной палаты региона с 2013 года. Ежегодно КСП отчитывается перед заксобранием и рассказывает о проверках и нарушениях, которые выявляет в различных сферах — от образования до ремонта дорог. В новом отчете Доробалюк рассказала о том, что каждый седьмой рубль из проверенных палатой средств бюджета края был использован с нарушением.

В 2021 году КСП проверила 30% бюджета — более 30 миллиардов рублей. Общая сумма нарушений — 4,6 миллиарда. Остальные 70% бюджета палата проверить просто не в силах — на это не хватает людей, и это огромные суммы в десятки миллиардов, сотни организаций и различных документов. В последние годы бюджет края приблизился к 100 миллиардам. И если краевая КСП еще как-то справляется со своими задачами и пытается повлиять на чиновников, то городская КСП, по словам Доробалюк, не справляется вообще — там работает всего три человека, включая председателя. Три человека на бюджет в почти 6 миллиардов и самую крупную агломерацию края.

Мы расшифровали отчет Светланы Доробалюк и «перевели» его на простой язык. Под каждым тезисом приведена дословная речь главы Контрольно-счетной палаты региона.

В Забайкалье иногда годами не могут достроить школы и другие важные объекты. В 2021 году ничего не изменилось

В 2021 году палата проверила, как были потрачены более 30 миллиардов рублей. Ничего за последние годы не изменилось: большая часть нарушений приходится на неэффективное использование средств. Из проверенных КСП в 2021 году 30 миллиардов 2 были потрачены неэффективно. На 2 миллиарда можно сделать многое: поддержать бизнес, потратить их на социальные выплаты или реконструировать аэропорт в Чаре.

Большая часть нарушений приходится на строительство объектов — школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов, ФАПов и, конечно, дорог. Это происходит потому, что чиновники разных уровней плохо устраняют уже выявленные нарушения и не могут определиться с полномочиями «в области бюджетных инвестиций».

Если поискать в интернете информацию о «недостроях» в регионе, можно найти много подобных историй: школу в Сохондо уже 4 года не могут запустить, из 17 пристроек к детсадам в 2021 году край возвел только 4, в Баляге школу не могут достроить 15 лет или строят школу в Каштаке в рамках концессии, в то время как 2 миллиарда куда-то неэффективно тратят. С капитальным ремонтом школ тоже беда: в 2022 году Забайкалье попало в десятку регионов, где учреждения остро нуждаются в капремонтах.

Из речи Светланы Доробалюк:

«Палата выявила более 800 нарушений на общую сумму 4,6 миллиарда рублей. Как и в предыдущие годы, нарушения связаны с неэффективным использованием средств, это практически 2 миллиарда рублей. Практически все эти нарушения были выявлены при проведении проверки состояния объектов строительства и реализации краевой адресной инвестиционной программы. Так как палата уже не первый год обращает внимание [на] сферу капитальных вложений и брошенных объектов, то основной причиной нарушений, по нашей оценке, остается недостаточный комплекс мер со стороны органов исполнительной власти по устранению ранее выявленных нарушений, а также разногласий по установлению полномочий в области бюджетных инвестиций».

«Количество замечаний впечатляет»

Основа бюджета края — это госпрограммы. В КСП не хватает людей, и она не может проверить все 100% бюджета, поэтому берется за самые важные расходы. В 2021 году палата направила в правоохранительные органы 49 материалов, а следственные органы по итогам проверки КСП возбудили 8 уголовных дел.

Из речи Светланы Доробалюк:

«В условиях ограниченных трудовых ресурсов, слабой материально-технической базы КСП не может гарантировать 100-процентный охват проверками бюджетных средств. Поэтому мы применяем риск-ориентированный подход. По итогам проверки мы направили 20 представлений, 18 информационных писем по нарушениям среди закупок. На большинство из них мы получили ответ об устранении нарушений, отдельные результаты проверок остаются у нас на контроле. Мы хорошо понимаем, что на выполнение сложных рекомендаций требуется не один год, если это касается нормативных актов или создания новых механизмов, которые будут более эффективны, вместо действующих. Все эти рекомендации также находятся у нас на контроле. В правоохранительные органы мы направили 49 материалов, следственными органами возбуждено 8 уголовных дел. Кроме того, по требованиям прокуратуры края специалисты КСП дважды принимали участие в прокурорских проверках. В прошлом году мы подготовили 137 заключений по результатам экспертизы проектов законов края и экспертизы нормативно-правовых актов, в том числе 90 заключений было подготовлено на изменения госпрограмм. Госпрограммы — это главные структурные единицы бюджета, именно они увязывают его цели, показатели и ресурсы. И в 17% заключений КСП сделала вывод о необходимости проекты постановления правительства на доработку. Количество замечаний, к сожалению, впечатляет. Необходимо принимать действенные меры».

КСП пытается указать региону на проблемы, которые копились годами, но пока ситуация меняется со скрипом. Проверка благоустройства в Чите показала, что 49 новых объектов построили с такими же нарушениями и недостатками, как и раньше. Город ничего не предпринял, а количество проблемных объектов только увеличилось.

Из речи Светланы Доробалюк:

«Мы регулярно отслеживаем меры по ранее проведенным мероприятиям. Мы хотим переломить негативную ситуацию, чтобы добиться решения проблем, которые иногда не решались годами. Так, палата вновь проверила благоустройство общественных территорий в Чите. Среди 49 вновь возведенных объектов были выявлены аналогичные нарушения и недостатки, указанные в материалах ранее проведенных проверок. Такие нарушения можно назвать системными. Как показала проверка, городские власти не приняли исчерпывающих мер по устранению выявленных ранее нарушений. Количество проблемных объектов на территории городского округа только увеличилось. Материалы по результатам мероприятий направлены в следственные органы и в краевую прокуратуру».

Но не только Чита не справляется со строительством. Это в целом больная тема для региона — рекомендации КСП исправляют частично, решения затягивают по времени. Система финансирования капитального строительства в Забайкалье незрелая, деньги налогоплательщиков расходуют, не достигая «результатов по улучшению качества жизни населения».

Из речи Светланы Доробалюк:

«Также мы вернулись к больной для региона теме — это незавершенное строительство, которое находится у нас на контроле. Палата проанализировала принимаемые меры органов исполнительной власти в части сокращения объектов незавершенного строительства. Как показал аудит, данные ранее палатой рекомендации исполнены, к сожалению, только частично. Принимаемые меры не привели к снижению объектов незавершенного строительства. Решения затягиваются во времени. Анализ показал незрелость системы капитальных вложений. В результате часть средств налогоплательщиков расходуется без достижения результатов по улучшению качества жизни населения. Материалы переданы в краевую прокуратуру».

С дорогами тоже непросто: палата пришла к выводу, что «масштабного прорыва», который бы позволил улучшить состояние дорожной сети края, так и не случилось. Край по-прежнему выбирает точечные ремонты и старается не браться за строительство и реконструкцию дорог, потому что это затратно и требует разработки проектно-сметной документации, что тоже стоит немалых денег. Показатели проекта «Безопасные и качественные дороги» достигаются формально, а денег на большие участки или целые дороги не хватает. Мешает и несовершенное законодательство, и нарушения при госзакупках — о срывах сроков мы пишем регулярно. Так было в 2020-м и в 2021-м тоже.

Из речи Светланы Доробалюк:

«Проверка использования бюджетных средств, направленных на региональный проект дорожной сети, была проведена по обращению заксобрания. Палата пришла к выводу, что масштабного прорыва в сторону улучшения дорожной сети региона при реализации мероприятий пока не совершено. Хотя все показатели достигаются с перевыполнением плана. Главный вывод проверки в том, что предпочтение отдается ремонту, нежели строительству и реконструкции автодорог. Это менее затратно, это не требует разработки ПСД (проектно-сметной документации) и в то же время приводит к формальному достижению показателей проекта. Основной причиной является недостаточность финансовых ресурсов для осуществления капиталоемких работ. Выявлены основные системные проблемы реализации проекта — недостатки законодательства. Это отсутствие порядка выбора объектов и открытости принятых решений по проведению дорожных работ. Допускаются нарушения законодательства о закупках, недостатки при выборе подрядчиков. В конечном итоге это приводит к нарушению сроков выполнения дорожных работ. В целях решения указанных проблем палатой даны рекомендации и предложения правительству».

С образованием иначе? Ну почти. Проблема с детскими садами решается за счет частных — число детей, получающих образование в таких садах, растет. И КСП видит смысл развивать этот механизм. Но вот развивать его сложно — к предпринимателям предъявляют «избыточные требования». Палата просит власти эти требования устранить, поддерживать бизнес и информировать людей о местах в частных садах.

Из речи Светланы Доробалюк:

«В сфере нашего особого внимания, конечно, и развитие образования. В 2021 году палата дала оценку в части создания условий для привлечения государственных организаций сферы дошкольного образования. Проверка показала, что количество дошкольников, получающих образование в частных садах, увеличилось. При этом в целях более эффективного развития данного механизма даны предложения и рекомендации по корректировке региональных нормативно-правовых актов, содержащих избыточные и неопределенные требования к предпринимателям-получателям господдержки. Необходимо принять комплекс мер для более полного комплектования созданных дополнительных мест, а также информирования населения о местах в частных детских садиках и условиях пребывания в них».

Сколько лет вы слышите о том, что нужно устранять административные барьеры для предпринимателей? Они до сих пор существуют и даже, кажется, не особо изменились — нагрузка при получении господдержки всё еще высокая. А организации, предоставляющие поддержку, расходуют деньги не очень эффективно.

Из речи Светланы Доробалюк:

«Также мы оценили меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и реализацию антикризисных мер. Анализ показал ряд проблем, требующих нормативно-правового регулирования, выявил высокую административную нагрузку при получении господдержки, а также неэффективное использование средств со стороны организаций инфраструктуры и поддержки малого и среднего предпринимательства».

Со школьными питанием тоже есть проблемы. Например, гораздо проще выбирать подрядчиков не через аукционы, как сейчас, а через конкурсы — ведь в них можно выиграть за счет качества продукции, даже если поставишь цену выше, чем у конкурента.

Из речи Светланы Доробалюк:

«Большое внимание было уделено организации бесплатного горячего питания для всех обучающихся начальных классов, которое [должно быть] по поручению президента с 1 сентября 2020 года. Горячие завтраки и обеды были организованы во всех забайкальских школах, которых более 500. При этом проверка показала ряд системных недостатков и проблем, которые необходимо устранить. Более подробная информация нами изложена в материалах и направлена в заксобрание в течение года».

Вопрос депутата Виктории Бессоновой: «Согласно выводам, по детскому питанию неэффективно проводить аукцион, [нужна] процедура конкурса. Есть ли возможность эту позицию донести до федерального уровня?»

Ответ Доробалюк: «Этот вопрос мы предлагаем совместно с законодателями поднять на федеральном уровне. К сожалению, если только КСП поднимает вопрос, этого недостаточно».

КСП ничего не может изменить — палата только указывает на недостатки системы. Исправлять эти недостатки должны власти региона и районов с новообразованными муниципальными округами. Нарушения в сфере госзакупок и неэффективное расходование средств бюджета было при всех губернаторах и есть во всех регионах — ошибок сложно избежать, но проблема забайкальских чиновников не в этом.

Проблема в том, что они крайне редко могут быстро и слаженно находить выход из сложных ситуаций, постоянно перебрасываются полномочиями и срывают программы, не видя за каждой стройкой или дорогой реальных людей. Вопрос мотивации кажется здесь вполне уместным.

Сейчас регион начал активно использовать концессии, привлекая к стройкам частных инвесторов, а еще в связи с санкциями решил отказаться от торгов на строительство социальных объектов, заключая контракты напрямую. УФАС посчитало эти действия неправомерными.

Уже можно делать ставки на то, каким будет отчет КСП по итогам 2022 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Связался с Забайкальем и обрушил себе работу по всей стране». Строитель детсадов в районах дал интервью
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления